В рамках системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе УУД представлены как на базовом уровне (задания для проверки должны быть ориентированы не только на предметные компетенции, но и на метапредметные), так и на повышенном уровне.
В Стандарте представлены четыре вида УУД:

-личностные

-познавательные

— регулятивные

-коммуникативные.

Личностные УУД.

В Фундаментальном ядре определяется: «В блок личностных универсальных учебных действий входит :

-жизненное, личностное, профессиональное самоопределение

— действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению

— знание моральных норм

— умение выделить нравственных аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)

— ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях»
Личностные универсальные учебные действия раскрывают личностные результаты, в связи с этим оценка достижения личностных результатов проводится в ходе неперсонифицированных процедур (индивидуальный прогресс ребенка рассматривается только по просьбе или с разрешения родителей).

Познавательные УУД.

В состав  познавательных универсальных учебных действий входят :

-общеучебные УУД

-логические УУД и постановка и решение проблем, при этом в разделе общеучебные УУД выделяется особая группа знаково-символические УУД

Этот блок коррелирует не только с другими блоками (регулятивные), но и с другими программами (Чтение: работа с информацией).
Общеучебные универсальные действия включают:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В познавательных УУД выделяются наряду с общеучебные выделяются еще два раздела – логические УУД и постановка и решение проблем.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер.

Регулятивные УУД.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования регулятивные действия раскрываются с точки зрения структуры учебной деятельности: «В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

-планирование –  определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

-составление плана и последовательности действий

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата

— оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий»

В состав регулятивных учебных действий входят :

-целеполагание

—  планирование

—  прогнозирование

— контроль (коррекция)

-саморегуляция

— оценка.

Коммуникативные УУД.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования коммуникативные УУД рассматриваются достаточно широко, с точки зрения социализации младшего школьника: «Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками : определение цели,функций участников, способов взаимодействия

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В состав коммуникативных учебных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.
Выводы: Таким образом, Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ФГОС представлен состав УУД, даны определения каждому действию.

Характеристика УУД дается в нескольких документах, поэтому задачей учителя начальных классов на этапе перехода на Стандарт является систематизация всех теоретических положений и определение практических способов формирования УУД в рамках каждого предмета.

Универсальные учебные действия представлены в каждом разделе Стандарта.
Программа формирования УУД представлена в планируемых результатах освоения междисциплинарных программ двух уровней:
— выпускник научится (зона актуального развития);
— выпускник получит возможность научиться (зона ближайшего развития).

 

Универсальные учебные действия