Модульная технология позволяет реализовать   индивидуализацию обучения:

  1. по содержанию обучения
  2. по темпу усвоения
  3. по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Она  содействует развитию  самостоятельности ученика.

Коренные  отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

 

Основные  принципы модульного  обучения

1.  Модульное обучение  основано на  деятельностном  принципе: учебное содержание осознанно усваивается только  в результате активных действий   ученика, причем, системных,а не эпизодических. Поэтому учитель обеспечивает самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. Он  ориентирует учеников  на цель учебной деятельности, мотивирует ее, разрабатывает систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивает самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на принципах  развивающего обучения.Сначала  ученик выполняет задания с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, постановка  ориентира и т.д.),и в это время  он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход  помогает созреванию функций психики ребенка,т.е,то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам. Таким образом,первый цикл завершается. И  ученик переходит в зону актуального развития,  обучение  идет на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется  путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3.  В основе  модульной технологии  также  принцип   программированного обучения. Четкость ,логичность действий, активность и самостоятельность ученика, индивидуальный   темп работы, регулярная сверка промежуточных и итоговых  результатов, самоконтроль и взаимоконтроль – эти черты программированного подхода   имеются   в наличии   в технологии модульного обучения.

4.  Интенсивный характер технологии   модульного обучения  обеспечивается за счет  оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

 Последовательность  действий  учителя  при составлении модульной программы

Первый шаг — это первичное структурирование содержания.,т.е., создание  учебного курса как системыУчитель   выделяет стержневые  линии  всего  учебного  предмета,  курса.

При этом,   происходит  отбор  содержания для каждого класса по каждой стержневой линии. Отобранный материал сводится в таблицу. Теперь   учитель    наглядно видит  содержании своего предмета по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

Второй шаг :  на каждый класс составляется технологическая карта.

Технологическая карта  каждой параллели классов :


С  помощь. этой карты  учитель четко , целостно видит все содержание

Третий шаг создание модульной программы.Ее  компонентами  являются дидактическая цель и система  модулей  этой  модульной программы. Каждой модульной программе дается название, Оно  должно  отражать  суть выбранной для нее большой  темы или раздела.

Затем  формулируется   общая дидактическая цель  на трех уровнях :

-значение этих знаний для нравственного  развития личности

-для жизненной практики и профессионального самоопределения

— знания; умения.

Четвертый шаг — формулируются  интегрированные   дидактические цели – тоже на трех уровнях : для каждого модуля ,которые   представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг деление   интегрированных дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает дерево целей: комплексная ,общая   дидактическая цель — интегрирующие дидактические цели — частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

Шестой шаг — построение самого модуля. Построение модуля начинается  обязательно  с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначаем  как учебный элемент — 0.

Затем даем задание для входного контроля, цель которого — установить готовность учащихся к работе. Определяем  все частные дидактические цели и создаем  учебные элементы, которые включают   в себя:

— целевую установку

-алгоритмы действий ученика

— проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

Наполняем  содержанием предпоследний элемент модуля — резюме, обобщающее ход выполнения заданий. Учебный и дидактический материал  нужно  излагать  выразительно,доступно, конкретно, в диалоговой форме.

Составляем  задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

Продумываем  структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении. При построении модуля с нужно соблюдать  логику  усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

Продумываем  обратную  связь ,это —  основа управляемости  процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) — мягкий,  может проходить  в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

Схематически полученную модульную программу представляем  в виде схемы, где отражаем  последовательность действий учителя при составлении модуля.

 

Технология модульного обучения