профессиональная деятельность учителя

Для приобретения и совершенствования   педагогического мастерства учителю нужно  представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков.

В  учебно-воспитательном процессе можно выделить   виды педагогической деятельности учителя:

  1. диагностическая
  2. ориентационно-прогностическая
  3. конструктивно-проектировочная
  4. организаторская
  5. информационно-объяснительная
  6. коммуникативно-стимулирующая
  7. аналитико-оценочная
  8. исследовательско-творческая

Рассмотрим сущность каждого из этих видов деятельности и те требования к .

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности . Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого ученика, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать ученика , нужно,  прежде всего знать его во всех отношениях .

Для этого учителю нужно :

  1. Владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся
  2. Знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать  ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие изменения  в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить.

На основе этого диагноза он :

  1. Планирует  воспитательную работу на развитие у учащихся ,например, коллективизма или повышение интереса к учению
  2. Конкретизирует ее цели и задачи
  3. Стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений.
  4. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увлекательности и эмоциональности.

Подобная ориентационно-педагогическая деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и фоpм воспитания и обучения.

Конструктивно-проектировочная деятельность   связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм.

Учителю нужно хорошо разбираться:

  1. В психологии и педагогике организации воспитательного коллектива
  2. В формах и методах воспитания

Учителю нужно:

  1. Развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности
  2. Уметь планировать учебную и воспитательную работу.

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений.

Учитель  должен :

  1. Уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся
  2. Развивать их инициативу планировании совместной работы
  3. Уметь распределять задания поручения
  4. Руководить ходом той или иной деятельности
  5. Уметь вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает   как организатор учебно-воспитательного процесса, как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Поэтому  большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами.

Эрудированный учитель :

  1. Знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся
  2.  Хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается па выработке у учеников умений и навыков

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников .

Требуемые качества учителя:

  1. Личное обаяние
  2. Нравственная культура
  3. Умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения
  4. Побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности
  5. Проявлять любовь  к , душевное отношение, теплоту и заботу о них
  6. Вникать в потребности и интересы  учеников
  7. Уметь завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой

Очень  отрицательно  сказывается на воспитании:

  1. Сухость
  2. Черствость
  3.  Казенный тон учителя в отношениях с учащимися

От такого учителя ученики  обычно держатся  на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность от него.

Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании.Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

Аналитика-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии.

Учитель:

  1. Осуществляет  педагогический процесс
  2. Анализирует ход обучения и воспитания
  3. Выявляет в них положительные стороны и недостатки
  4. Сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались
  5. Сопоставляет свою работу’ с опытом коллег

Алитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать  обратную связь в своей работе, а значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс.

 Исследовательско-творческая деятельность. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя  определенного  творчества.

Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике рекомендует целую систему упражнений.

  Такова сущность и система умений и навыков по каждому из рассмотренных видов деятельности учителя.

Бесплатные сервисы онлайн для безопасности ПК, сайта

Методическая поддержка педагогов в продвижении профессиональной карьеры

Как всегда быть спокойным и уверенным

 

(Visited 730 times, 1 visits today)
Структура педагогической деятельности учителя

Related posts