педагогические работники

Проектная деятельность.

.

Продолжительность мастер-класса: 1 час

Аудитория: учителя начальных классов, молодые специалисты

Оборудование: компьютер, принтер, проектор

проектная деятельность

проектная деятельность

Дидактические материалы к мастер-классу:

•         Раздаточный материал: буклет «Проектная деятельность: от замысла к воплощению»,

•         Электронная книга Огоновской «Азбука исследования»

•         Для работы слушателей в группах: задания группам, оценочные листы каждому слушателю, листы бумаги, ручки;

•         ножницы, клей, цветная бумага (для работы 2 группы)

•         дидактические  материал для получения обратной связи (См. приложение)

Цель: представить педагогический опыт организации проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности

Задачи:

1 показать историю возникновения проектного обучения, основные этапы организации проектного обучения;

2.представить опыт организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности

3. провести имитационную игру по организации проектного обучения;

4.провести рефлексию занятия

За несколько дней с участниками мастер-класса проводится (см. приложение) , чтобы выяснить запросы слушателей, их трудности в организации проектной деятельности:

 Уважаемые участники мастер – класса!

Для эффективной работы,  пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты:

1.Хотите ли вы заниматься проектной деятельностью, и почему?

2. В каких учебных дисциплинах, на ваш взгляд, возможно использование метода проектов?

3.В каких вопросах и методе проектов испытываете сложности:

·               Давать оценку проекту и деятельности учащихся;

·               Обозначать проблему проектной работы;

Выбирать методы исследования в проекте

·               Контролировать процесс работы;

·               Выбирать тип проекта и его продукт

·               Формулировать цель, задачи, актуальность, определять гипотезу проекта;

·               Составлять план работы над проектом

·               Рекомендовать пути поиска информации

·               Составлять мультимедийную презентацию по правилам

проектная деятельность

проектная деятельность

Ожидаемые результаты:

  • Обучение проектной форме организации образовательного процесса
  • Развитие профессиональной компетентности педагогов
  • Развитие образного, креативного, творческого типов мышления

Ход мастер – класса.

1 шаг: Что такое проектная деятельность (теоретический аспект)

•         К приоритетным направлениям образования сегодня относятся современные образовательные технологии, информатизация образования, воспитание социально-адаптированной личности. Все эти направления  как нельзя лучше соотносятся с темой школы: «Совершенствование условий для самоопределения и самореализации личности в адаптивной школе: акмеологический подход». Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными , умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования в школе в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.

проектная деятельность.

проектная деятельность.

•         Метод проектов возник давно. Основоположник метода проектов – американский философ – прагматик Дж. Дьюн (1859 – 1952).

Использование метода проектов в школе отвечает всем требованиям  современного образования:

•         проблематизация учебного материала;

•         познавательная активность ребенка;

•         связь обучения с жизненным опытом ребенка;

•         организация обучения как деятельности (игровой, трудовой)

Существует много классификаций проектов:

•         Метод, доминирующий в проекте
(исследовательские; творческие; ролевые, игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные);
практико-ориентированные (прикладные).

•         Предметно-содержательная область
(монопроекты и межпредметные)

•         Характер контактов
(региональные, международные, сетевые и т.д.)

•         Число участников проекта
(индивидуальные и групповые)

•         Продолжительность выполнения проекта и ее характер
(краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).

проектная деятельность.

проектная деятельность.

Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно если учитель готов к смене социальных ролей: учитель становится партнером и координатором, если ученик овладел основными предметными знаниями, а также если и учитель, и ученик готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.

Анатомия проекта: 5 П – проблема, проектирование, поиск информации, продукт и проекта.  Наиболее трудная задача – это правильно выделить проблему. Проблема – это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер.

Далее определяется объект и предмет исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования  — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

•         Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Цель проекта может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т.д.

Задачи проекта — это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте — это предположение, в котором дается предполагаемый  вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. Она формулируется в виде определенных отношений  между двумя событиями или явлениями.

Проектная деятельность. Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.

проектная деятельность.

проектная деятельность.

Третий этап работы – поиск информации. Ее можно прочитать в книге (справочная, учебная литература, , справочники, документальные источники);

– поискать информацию  в Интернете;
– задать вопросы родителям, специалистам;
– подумать самостоятельно;
– провести интервью с участниками событий,      анкетирование;

–    посмотреть по телевизору;

Этап исследования может происходить с помощью различных методов – эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и  теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы (интервью, соц. опрос, анкетирование)

Продукт – это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, путеводителя, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии ит.д.

2 шаг: демонстрация опыта работы над организацией проектного метода обучения

(Далее демонстрируются материалы из копилки учителя: ученические проекты, конечным продуктом которых стали «Этимологический словарь наречий» (7 кл. тема «Наречие»),  дидактический материал к уроку по теме «Обращение» (5 класс), виртуальная экскурсия по местам С.А.Есенина (11 класс, урок литературы)

•         Представлять продукт проекта можно на научной , в виде научного доклада, деловой, ролевой  игры, защиты на ученом совете и т.д.

Работа над исследовательским или творческим проектом всегда заканчивается этапом рефлексии: с каким настроением работал, было ли мне комфортно, доволен ли я собой; насколько мне комфортно работалось с руководителем, в паре с товарищем, в социуме,  я достиг цели, мне этот материал необходим, в чем я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы

Далее даются рекомендации, на каких сайтах учитель и ученики могут найти  для себя полезную информацию, как организовать исследовательскую или проектную деятельность, на какие сайты можно поместить работы учащихся.

Проектная деятельность. Также даются рекомендации, какие пособия могут помочь учителям, начинающим работу в подобном направлении:

•         Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: 2006

•         Огоновская И.С. Азбука исследователя.  (пособие в электронном виде)

Какие трудности возникают при организации проектной учебной деятельности на уроке:

•         Из поля зрения выпадает слабый ученик;

•         Степень участия каждого участника проекта;

•         Контроль всех этапов работы;

•         Связать все части проекта воедино;

Перспективы работы: разнообразить виды проектов (социальные, семейные, межпредметные, сетевые)

Таким образом, исследовательская деятельность и проектное обучение развивает множество умений и навыков таких, как рефлексивные, оценочные, информационные, менеджерские, коммуникативные, презентационные и т.д.

3 шаг: имитационная игра со слушателями. Организация учебного проекта в урочной деятельности.

Предлагается текст Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»:

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Проектная деятельность.

Тема проекта: Что слово, звук пустой?

Основополагающий вопрос: каждое ли слово, даже придуманное, несет образ?

Гипотеза: все слова языка, даже искусственно придуманные,– это образы, которые индивидуальны и являются основой воображения.

Цель проекта: Цель: доказать, что каждое слово несет образ и является основой воображения

Задачи:

1.      Определить, что каждое слово языка построено по определенной модели;

2.      Выяснить, что каждое слово несет образ и он индивидуален для каждого человека;

3.      Доказать, что слово – образ – это основа воображения человека

Аудитория делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, работает с ним. Затем представляет результаты своей работы.

Задание группе 1.

 

1.      Перед вами необычный текст. Переведите его на «русский» язык.

2.      Трудно ли было это сделать?

3.      Что помогло вам правильно перевести текст?

4.      Какие морфемы помогли вам представить образ героев?

Задание группе 2.

      1.      Перед вами необычный текст. Представьте образы главных героев. 2.      Изобразите героев и их костюмы  в виде аппликаций.

3.      Прокомментируйте полученный результат.

Задание группе 3.

 

1.      Перед вами необычный текст. Представьте образы главных героев.

2.      Разыграйте по ролям данную сценку.

Оценочный лист (для каждого участника мастер-класса)

            Выполнила ли группа задачи, поставленные в начале работы
Качество представленного результата
Уровень комфортности при работе в группе

Группы работают 15 минут. Далее представляют результаты своей работы.  Этап рефлексии: участники заполняют оценочный лист, обсуждают где и для какой аудитории можно использовать данный проект

 

Можно ли использовать данный учебный проект в учебной деятельности? Где именно (предмет, класс, тема, внеклассная работа,…)?

В  заключение мастер-класса для получения обратной связи участникам выдается раздаточный материал (см. приложение). Необходимо соотнести  цель и задачи исследования (1 группа), методы исследования (2 группа) и продукты исследования(3 группа):

Цель и задачи

Продукт

Методы

 

Доказать

Выяснить

Объяснить

Определить

Систематизиро-

вать

Создать

Нарисовать

Описать

Продемонстриро-вать

Подготовить

Иллюстрировать

Изучить

Разработать

Выставка

Газета

Игра

Костюм

Макет

Серия иллюстраций

Инсценировка

Дидактический материал

Словарь

Мультимедийная презентация

Сценарий

Наблюдение

Сравнение

Измерение

Лингвистичес-кий эксперимент

Анализ – синтез

Аналогия

Полученный результат:

·      Учителя получили практический опыт использования учебного проекта на уроке;

·      Повысили профессиональную компетентность, ИКТ-компетентность.


(Visited 3 505 times, 1 visits today)
Проектная деятельность: от замысла к воплощению

Related posts