Одна  из приоритетных задач начального образования — задача «научить учиться». Это значит, что , школа   должна  научить  детей  способам учебной деятельности, которые  обеспечивают успешный процесс обучения в средней школе.

Государственный  образовательный  стандарт  2004 года  содержит требование  формирования  общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего, это   учебно-управленческие  и учебно-информационные.

НОО содержит  требования к формированию у школьников метапредметных результатов .Это  универсальные  учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые являются  базой для овладения ключевыми компетенциями,  которые  и составляют основу «умения учиться».

загрузка Смотреть:  Диагностический  инструментарий  для  формирования личностных  http://sayansk4.edu.ru/1/diagnostika_urovnja_uud.pdf

 

понятие универсальных учебных действий

понятие универсальных учебных действий

Рассмотрим:Каковы методические  приемы формирования УУД на уроках в начальной школе

1. Виды УУД

 

понятие универсальных учебных действий учащихся

понятие универсальных учебных действий учащихся

Виды универсальные учебные действия

Виды универсальных учебных действий

Личностные УУД

формирование универсальных учебных действий личностные

формирование универсальных учебных действий личностных

Личностные УУД  способствуют формированию  ценностно-смысловой ориентации учащихся ,а именно:

— формированию  базы знаний моральных норм

—умения  соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

—умения выделить нравственный аспект поведения и ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях.

Выделяют 3 вида личностных УУД:

  1. личностное,профессиональное и жизненное самоопределение
  2. смыслообразование ,то есть,установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  3. нравственно – этическая ориентация.

В   начальной  школе   сущность личностных  УУД заключается  в   личностной  готовности  ребенка к обучению в школе,в осознании себя учеником ,а  учебу-  ведущим  видом  деятельности . Учителю  нужно   сделать интересным для каждого ребенка процесс осознания себя учеником ,создавать мотивацию   для учебной деятельности. Ученик должен  осознавать смысл  учения для  него .Он должен научиться  соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,  моральными нормами. Ребенок должен научиться  понимать , «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Формулы «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»   выражают сущность личностных УУД .При этом  ребенк   учится   выполнять разные социальные роли: ученик ,одноклассник,пешеход, собеседник,гражданин и и другие.

Условием эффективного  формирования  личностных УУД  является   умение учителя видеть в ребенке различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но также  его  положительные качества.

 Регулятивные УУД

универсальные учебные действия познавательные регулятивные

познавательные регулятивные

Являются основой  организации    всех  компонентов учебной деятельности  ученика :

цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка.

            Главная  задача  учителя  при этом — правильная организация учебного  процесса, когда ребенок учится сам, а учитель ему  лишь  помогает.

Познавательные УУД

познавательные универсальные учебные действия

познавательные универсальные учебные действия

Они составляют  собой  систему способов познания окружающего мира, организации  самостоятельного процесса поиска, исследования и комплекс  операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Выделяют:

  1. общеучебные
  2. логические
  3. умение  ставить и решать  проблемы,  выполнять  целенаправленный поиск, обработку и использование информации
Учитель должен учить учеников:
  1. понимать сущность познавательной задачи
  2. читать и слушать, извлекая необходимую  информацию
  3.  самостоятельно находитьинформацию  в материалах учебника, рабочей тетради, другой литературе
  4.  для решения учебных задач   применять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации
  5. устанавливать причинно-следственные связи
  6. делать обобщения, выводы
  7. реализовывать  учебно-познавательные действия в материализованной и интеллектуальной  форме
  8. понимать информацию, которая представлена в  виде изображений, схем, моделей
  9. использовать знаки  и символы   как  средства для решения различных учебных задач

     Все это  способствует формированию   универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учеников.

Коммуникативные УУД

коммуникативные универсальные учебные действия

коммуникативные универсальные учебные действия

Дают возможность обеспечить возможность сотрудничества.В  блок   коммуникативных  УУД  входят:

  1.  умение слышать, слушать и понимать партнера
  2. планировать и согласованно выполнять совместную деятельность
  3. распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга
  4. уметь договариваться, вести дискуссию
  5. правильно выражать свои мысли
  6. оказывать поддержку друг другу
  7. эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками

Задачей  учителя  является   организация  коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация) ,формирование  умения представлять и передавать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Это можно   делать в ходе проектных форм работы.

При этом, учитель является  моделью   коммуникации для учеников, образцом для подражания. Поэтому  у читель должен:

  • внимательно следить за своей речью в общении с  учениками
  •  не допускать слов или действий, которые побуждают ученика  негативно думать о  себе
  •  улыбкой  и другими   профессиональными  инструментами  позитивно подкреплять  ученика, уменьшать психологический дискомфорт и повышать мотивацию.
 ФГОС УУД

ФГОС УУД

(Visited 1 018 times, 1 visits today)
Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников

Related posts