Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Проектирование как процесс представляет собой закономерное,  качественное изменение (развитие) состояния проектируемых объектов, с одной стороны, и субъектов проектирования, с другой.

 

Содержание проекта:

СТРУКТУРА    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

  • название проекта;
  • автор разработки проекта
  1. Актуальность исследования.
  2. Проблема исследования [Формулировка проблемы как противоречия (как неразрешенной задачи)].
  3. Объект и предмет исследования.
  4. Цель(и) исследования. [Цель формулируется как результат, который предполагается получить – установить связь между…; доказать, что…; обосновать тезис о том, что…; создать…; и т.п.].
  5. Задача(и) исследования (то, что нужно сделать, чтобы достичь целей исследования).
  6. Гипотеза исследования (я предполагаю, что…….).
  7. Методы исследования (анализ литературы, классификация, систематизация, обобщение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности и т.п.).
  8. Содержательная часть исследования, содержащая: аргументы в пользу доказательства/опровержения гипотезы; личностное отношение к содержанию исследования (установленным фактам, закономерностям, связям и т.п.).
  9. Обобщение аргументов, формулировка выводов, подтверждающих/опровергающих гипотезу. [Выводы свидетельствуют о достижении целей исследования и решении его задач.]
  10. Список использованных источников, оформленный по правилам библиографии.

Этапы реализации проекта

Этап 1. Анализ ситуации, выявление противоречий, определение проблем для решения.

На этом этапе перед педагогом-руководителем проекта стоит задача : «запустить» работу над проектом,   воздействуя  на потребностно-мотивационную сферу учащихся.

Очень важно в самом начале работы создать у учащихся положительную мотивацию (установку) на то, что они справятся с проектом, создать ситуацию успеха. Обязательно должны быть учтены два  момента: абсолютная добровольность участия учащихся в проекте и максимальная доброжелательность учителя.

Приступая к работе над проектом, учитель может заинтересовать учащихся, выдвинув две-три идеи (проблемы). Затем «проблемное поле» можно  расширить, предложив учащимся высказать собственные идеи. На этом этапе важно не пропустить ни одной высказанной мысли, идеи, даже неоконченной фразы.

Все предложения должны быть записаны на доске. Педагогу важно помнить, что принуждать учащихся к генерированию идей нельзя, ибо это может привести к негативным последствиям. К сожалению,  у большинства учащихся отсутствует развитая способность и потребность генерировать идеи.

Основная причина, видимо, кроется в сохранении традиционного иллюстративно-репродуктивного способа обучения.

Учащиеся могут столкнуться с проблемой отсутствия идей, что может привести к снижению уровня  их мотивацию и потребности участвовать  в проектировании. Из этой ситуации можно выйти, если у руководителя есть в запасе несколько интересных идей. Работу группы проектировщиков на этом этапе можно организовать известным методом «мозгового штурма».

Этап 2. Самоопределение разработчиков  к  ценностям проектирования.

Проект начинается  с определения ценностей, а в их пространстве и целей проектирования. Именно в рамках определенной системы ценностей авторы проекта и доказывают свое видение целей проекта и способа их достижения.

На этом этапе участникам проекта рекомендуется разработать «Кодекс проектировщика».Кодекс предусматривает определение проектировщиков по таким позициям, как «в проекте разрешено», «в проекте допустимо», «в проекте не допустимо» и так далее.

Проект – это организованный определенным способом вид коллективной деятельности, поэтому участники проекта с самого начала должны договориться о правилах, которые будут соблюдать все. Этот этап нельзя пропускать.

Успех коллективной работы во многом будет зависеть от того, сумеют ли проектировщики выработать общие правила. Формирование умения работать в группе, разрешать конфликтные ситуации, управлять собственными эмоциями – важнейший элемент социализации учащихся.

Этап 3. Создание схемы или образа-эскиза проекта.

На этом этапе идет работа по выработке замысла (названия) проекта и определяется группа единомышленников, для которых замысел проекта интересен.

Важно, чтобы разработчики проекта смогли представить конечный результат своей деятельности, определить, на сколько, и кому он будет полезен. Нет смысла разрабатывать проекты, в которых никто не заинтересован.

При определении масштаба замысла необходимо учитывать возрастные особенности проектировщиков, их социальных опыт, а также реальный уровень образованности.

Руководителю проекта необходимо хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, чтобы реально оценить перспективы реализации той или иной идеи. У многих учащихся отсутствует сформированная система самооценки, поэтому они могут предложить идеи, реализация которые будет затруднена по ряду объективных причин.

Участие в проектировочной деятельности должно способствовать продвижению по «лестнице успеха», а не вести к поражению, неудаче.

Этап 4. Выбор идей для решения, их согласование, выбор и формулировка основной, стержневой идеи.

На этом этапе из множества идей, предложенных ребятами, выбирается основная, стержневая идея, положенная в основание будущего проекта.

Важно организовать работу на этом этапе таким образом, чтобы все разработчики проекта приняли общую идею. При согласовании идей проектировщикам необходимо помнить о достигнутых ранее договоренностях, о ценностях проектирования, вести дискуссию в уважительном тоне, не допуская резкой критики оппонентов, неуважительного отношения друг к другу.

Важно, чтобы основную идею приняли все проектировщики, в противном случае командной работы может не получиться. Этот этап работы можно совместить с третьим этапом.

Этап 5. Формулировка концепции (выдвижение гипотез, определение целей проектирования в конкретных критериях, прогнозирование, разработка и оценка вариантов решения, выбор наиболее эффективных, определение системы методов проектирования).

Этот этап можно назвать этапом целеполагания.

Учащимся необходимо определить и сформулировать цель (результат) своей работы. От того, как будет сформулирована цель проекта, во многом зависит успех работы.

Каждый участник проекта должен понимать, к чему стремится вся группа. На этом этапе начинается работа по составлению плана-стратегии работы над проектом. Такая форма планирования деятельности дисциплинирует участников проекта, служит опорой мысли, является средством контроля и самоконтроля. Разработка плана-стратегии – важнейший этап в ходе проектирования.

Некоторые руководители проектов, к сожалению, не осознают всей важности этой работы. Им кажется, что без этого документа можно обойтись. По сути, план-стратегия – это представленный в форме таблицы, схемы путь от замысла до результата с последующей рефлексией.

Для того, чтобы заполнить эту таблицу, необходимо детально проработать маршрут движения к намеченной цели, предвидеть трудности, с которыми можно столкнуться, найти способы их разрешения, рассчитать затраты времени и сил, их всех способов решения проблемы найти самый оптимальный.

Этап 6. Разработка стратегической программы работы над проектом (конкретизация задач, распределение обязанностей (ролей) между проектировщиками, определение сроков и форм представления результатов).

От постановки цели, как мысленно проектируемого результата предстоящей совместной деятельности, учащиеся переходят к формулированию задач.

Задачи можно рассматривать как последовательные шаги, которые нужно совершить для достижения цели. На этом этапе продумывается форма представления результатов, а также определяются временные рамки. Разработка стратегии проектирования предусматривает распределение социальных ролей между участниками проекта. Важно помнить, что учащиеся сами выбирают, какую роль они будут играть в проекте.

В практике были случаи, когда руководитель проекта назначал учащихся исполнять ту или иную роль. Элемент принуждения существенно снижал уровень мотивации учащихся, что обязательно сказывалось на качестве проекта. На стадии планирования  совместно обсуждается и определяется: кто, что, в какой последовательности, к какому сроку будет делать, и в каком виде представит результат своей деятельности.

Проектировщикам предстоит распределить решение сформулированных задач между всеми членами команды. На этом этапе каждый участник проекта может составить свой собственный план/график  работы.

Этап 7. Ресурсное обеспечение проекта (кадровые, материальные и другие ресурсы).

Разработчикам проекта предстоит рассмотреть вопрос о кадровом и материальном обеспечении проекта.

Необходимо заранее предусмотреть, кто и как сможет помочь в разработке и реализации проекта. Это могут быть родители, учителя, представители государственных, общественных, коммерческих организаций. Осмысление кадровой проблемы поможет учащимся расширить сферу социальных контактов.

Именно в рамках проекта между участниками независимо от возраста устанавливаются партнерские взаимоотношения. Решение вопроса материального обеспечения также представляется чрезвычайно важным моментом в работе над проектом. Проектировщикам необходимо не только просчитать возможные материальные затраты, но и рассмотреть вопрос об источниках финансирования проекта.

Дорогостоящий проект очень сложно реализовать в условиях общеобразовательной школы. Либо придется  искать спонсоров, либо проект так и останется на бумаге. В качестве спонсоров можно рассматривать администрацию школы (в случае, если она заинтересована в разработке и реализации проекта), либо родителей, либо организации, способные оказать финансовую поддержку тому или иному проекту.

На этом этапе завершается составление бизнес-плана – плана-стратегии по предложенной схеме:

Бизнес-план /план-стратегия разработки проекта

Цель проекта

Бюджет

Начало работы

Этап разработки

 

Окончание работы

Этап разработки

Ожидаемые проблемы

Пути их решения

Этап реализации

Этап реализации

Задачи

Начало

Окончание

Ожидаемый полезный результат

 

Ресурсы

Способы оценки эффективности проекта

Кадровые

Материальные

Этап 8. Работа над проектом (сбор материалов, подготовка пакета документов, изготовление эскизов, макетов, разработка сценариев, редактирование текстов и т.п.).

Это один из самых сложных и продолжительных по времени этапов. Координирующая роль принадлежит не только учителю-руководителю проекта, но  и лидеру группы проектировщиков.

Очень важно поддерживать положительную мотивацию команды, формировать чувство ответственности каждого за групповой результат работы, обучать навыкам самоконтроля и добросовестного выполнения порученного дела в точном соответствии с планом-стратегией.

Это этап материализации идеи, положенной в основании проекта. На этом этапе происходит расширение образовательного пространства проектировщиков, они имеют возможность познакомиться с новыми для них источниками информации, овладеть новыми умениями, приобрести новый социальный опыт. На этом этапе

Этап 9. Оформление результатов проектирования в заявленной форме, экспертиза проекта и получение разрешения на реализацию проекта.

В соответствии с заранее оговоренной формой представления проекта идет процесс оформления результатов проектировочной деятельности. Форма представления проекта может быть любой: научная конференция, круглый стол, пакет документов, альбом, постер и т.п.

Очень важно, чтобы до начала стадии реализации, проект прошел экспертизу. Экспертами могут быть как представители администрации школы, педагоги, так и представители различных общественных организаций, а также  родители.

Любой проект должен быть основан на принципах демократичности, гуманизма, ненасилия по какому либо  признаку, он не должен разрушать школьное образовательное пространство. Только после того, как будет получено разрешение на реализацию проекта, проектировщики могут приступить к завершающему этапу своей работы – воплотить свой проект в жизнь.

Этап 10. Реализация проекта.

В зависимости от того, что было предметом проектирования, эта стадия может быть как очень короткой, так и очень продолжительной по времени. Если предметом проектирования был праздник, то этап реализации займет всего несколько часов.

В случае, когда учащиеся избрали предметом своей проектировочной деятельности, например,   клубное объединение, то на создание такого объединения могут уйти несколько месяцев. Проекты, предусматривающие длительный этап реализации, не рекомендуется разрабатывать учащимся 5-7 классов. В этом возрасте проектировщикам хочется как можно быстрее получить результат и, как следствие,  пережить состояние успеха.

Этап 11. Рефлексия (самоанализ, самодиагностика, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта.)

На этом этапе проводится рефлексивный анализ того, что было сделано.

Учащиеся совместно с учителем могут ответить на следующие вопросы:

  • Достигнуты ли цели проекта?
  • Соответствует ли полученный результат цели проектирования?
  • Что удалось в проекте лучше всего?
  • Что хотелось бы изменить?
  • Как вы оцениваете работу группы в целом?
  • Как вы оцениваете свой личный вклад в работу над проектом?
  • Какие знания, умения вы приобрели в ходе работы?
  • Каких знаний, умений вам недоставало?
  • С какими проблемами Вы столкнулись?
  • Чувствуете ли вы удовлетворение от выполненной работы?
    • Есть ли у вас желание продолжить в дальнейшем принимать участие в проектировочной деятельности?

Можно предложить каждому участнику проекта заполнить анкету или обсудить эти вопросы в группе, предоставив каждому участнику свободно высказать свое мнение. При этом важно учесть, что мнения не оспариваются, а выслушиваются.



(Visited 825 times, 1 visits today)
Планирование деятельности учащихся в проекте

Related posts