общение учителя с  учениками

Профессия «Учитель»  — относится   к системе «человек-человек».

Поэтому в процессе профессиональной деятельности, учителю  нужно  общаться с другими людьми. Чем эффективнее умеет общаться учитель, тем более профессионально компетентным  учителем он  станет. Тем эффективнее будут результаты  его  работы.
Какие   же  правила  общения помогут учителю в этом?

Что такое эффективное общение?

 Общение является эффективным, когда мы в результате общения получаем от партнера по общению нужный нам результат. Вы  идете в незнакомом вам городе и хотите попасть в гостиницу. Останавливаете проходящего  человека и спрашиваете его, где расположена ближайшая гостиница, а он в ответ говорит вам комплимент, улыбается и уходит. Вы  не  довольны таким общением?  Почему? Ведь человек ничем не обидел вас. Он произнес вам приятные слова, но вы остались стоять на том же месте  с  чемоданом в руках. Причина вашего недовольства — неполучение нужной вам информации. Потому  что Вы нарушили  законы общения.

Существуют законы грамотного общения.

1. Есть основной  закон общения , невыполнение которого   приносит  неприятности нарушившему  его. Он  гласит : за качество общения всегда отвечает инициатор общения.  Т.е., в том, что вы до сих пор стоите на улице  чужого  города   с  чемоданом в руках , виноваты  именно вы.

Подобных примеровможно привести много  из  школьной жизни: трудные ученики, плохая дисциплина, недовольные  родители, которые не хотят  следовать советам   педагога, трудная  администрация школы  и т.д.

Чтобы быть успешным в общении и получать от собеседника нужный  вам  результат, нужно знать, по каким закономерностям развивается процесс общения. Для того, чтобы  общение  с человеком было эффективным , нужно сначала выстроить  к нему мостик ( раппорт) .

Суть  раппорта заключается в следующем. Представьте себе, что по трассе   навстречу друг другу мчатся  два  автомобиля. Что   нужно  сделать водителям этих машин , чтобы иметь возможность пообщаться? Конечно, остановиться и повернуть голову по направлению друг к другу. То же должен сделать каждый из нас по отношению к своему собеседнику. Задача раппорта — остановить внимание партнера по общению на  нас. Сделать это нужно тактично  и ненавязчиво. В психологии существует ряд  правил и приемов установления раппорта.

Рассмотрим пример.

В класс  на перемене  на минутку  вбегает спешащий  по делам классный руководитель, чтобы быстро сказать : «Ребята, завтра принесите деньги на  мероприятие  в классе». Как вы думаете, почему многие дети «забудут»  его слова? Потому  что они  его  просто не  услышали.

Еще раз  назовем ,  основной закон общения: за качество общения всегда отвечает  инициатор общения. Классный руководитель нарушил его, поэтому  он  не сможет получить  нужный  результат. Отсутствие раппорта всегда приводит к тому, что со стороны партнера по общению, в данном случае,  учеников класса, возникает сопротивление. Своим стилем общения этот  классный руководитель вынуждает учеников не выполнить  его  просьбу.
Плохая дисциплина  , слабая  успеваемость, проблемы в общении с родителями  и т.д.,   в классе  часто возникают по этой же причине. Т.к .при отсутствии раппорта нельзя  рассчитывать на результат. Среди двух общающихся людей  устанавливающий раппорт, после его установления становится ведущим, а тот, с кем устанавливается раппорт, ведомым. Вы хотите вести кого-нибудь за собой? Устанавливайте раппорт!

А теперь разберемся, как это делать. Создать раппорт — значит присоединиться к другому человеку. Но для этого, надо хорошо его понимать. Следовательно,  задача педагога — научиться хорошо понимать других.

 

2. Любое общение имеет свое начало, продолжение и окончание. Любое общение — это процесс. Любой процесс имеет свои закономерности развития.  По каким же законам развивается процесс общения?  Психологами установлено, что  всю процедуру общения можно условно разделить на четыре этапа.

1-ый этап- Задачей первого этапа является установление отношений доверия, контакта с собеседником. В психологии такое отношение называется раппорт. Установление раппорта  является необходимым условием любого эффективного общения.

2-о1 этап-  Только после того, как раппорт установлен можете  переходить ко второму этапу общения — изложению той проблемы, которую вы хотите решить при контакте со своим собеседником.

3-ий этап- Третьим этапом станет  совместный поиск решения вашей проблемы

4-ый этап-  Лишь на четвертом этапе вам совместно с вашим собеседником предстоит найти ответ на заданный  вопрос, т.е. получить нужный результат.
В мире нет одинаковых людей.  Даже близнецы  имеют различия . За счет чего  же возникают различия между людьми? Индивидуальность любого из нас – это  следствие той модели мира, которая формируется у нас в голове в результате усвоения информации, которая поступает из внешнего мира в мозг. Но  далеко не все, что содержится в окружаюшем нас мире,  воспринимается мозгом. Мозгу для  выполнения его основной функции — управления нашим поведением —  ни к чему избыток информации. Поступающая в мозг информация проходит целый ряд фильтров прежде, чем займет свое место в формирующейся у нас модели мира. Что это за фильтры?
Первый уровень фильтров — это наша физиология. Наша индивидуальность проявляется уже на физиологическом уровне. Есть люди, например, которые не воспринимают зеленый цвет. Весь мир для таких людей лишен того, что видим мы. Представьте себе на минуту, что вы прилетели на другую планету, вышли из космического корабля и увидели, что здесь все как на Земле, только трава, листья деревьев синие, а еще на светофорах вместо привычного нам землянам зеленого огонька загорается синий. Это только один пример, а ведь на самом деле между людьми существуют различия в восприятии практически по каждому из психофизиологических параметров. То, что одному громко, другому — тихо, там, где одному светло, другому — темно и т.д.  Достаточно оснований для того, чтобы один и тот же внешний мир в модели мира различных людей воспринимался по-разному?

Общественное сознание  это второй мощный фильтр, влияющий на то, какую модель мира мы выстраиваем. Социальные фильтры влияют на то, что по нашему мнению хорошо, а что — плохо, что — значимо, а на что мы не обращаем внимания. Помните, как у В.В. Маяковского:»Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…»? Как папа выполнил просьбу сына? Папа своими словами и при помощи понятных мальчику примеров разложил всю жизнь на «хорошо» и «плохо».   например, что чистить зубы — хорошо, а не чистить — плохо. А что бы  по этому же поводу сказал папа с  острова Тумбу-Юмбу своему  сыну? Вот и получается, что все «хорошо» и все  «плохо», которые содержатся в нашей голове, оказались там не случайно, а с чьей-то подачи. Это и есть общественная фильтрация. Различные социальные или общественные фильтры приводят к  многообразию формирующихся в головах у разных людей моделей мира.

И, наконец, фильтрация оценок этого мира и себя самого происходит в процессе общения маленького ребенка с близким взрослым.

Это наши индивидуальные фильтры, которые  довершают формирование в нашей голове совершенно особенной и не похожей на модели  других людей карты мира. Следовательно, можно говорить о том, что сколько голов, столько различных вариантов внутренней  модели внешнего мира  существует на Земле. И каждый из нас  имеет все основания утверждать, что его модель мира — это и есть истинная модель.

Есть такая  притча. Жили на свете три мудреца. Они знали много  всего, и их знания были полезны для подданных той страны, где они жили. Однако, была одна вещь, которой не знал ни один из троих. Никто из них никогда не видел слона.

Но к тому времени, когда в эту страну заехал бродячий цирк, и появилась возможность узнать, что же такое слон, все они состарились и ослепли. Однако, страстное желание узнать, что же представляет собой слон, не исчезло. Взяли они провожатых и отправились в цирк, чтобы познакомиться со слоном. Так как глаза их уже перестали видеть, знакомство с диковинным слоном могло осуществиться только на ощупь.

Подошел первый мудрец к слону со  стороны хобота, ощупал хобот и сказал себе: «Теперь я знаю, что такое слон. Он похож на змею, он длинный и гибкий.»

Второй мудрец подошел со стороны ноги слона, ощупал ногу и сказал: » Наконец-то я узнал, что такое слон. Он похож на колону — круглый и гладкий!»

Третий подошел со стороны хвоста. Пощупав хвост, он воскликнул: «Оба вы ошибаетесь. Слон — это длинная веревка!»

И никто из них не знал на самом деле, что же такое слон, потому что каждый знал только часть.

Поэтому  часто случается ,  что два собеседника не могут найти общий язык по какому- то  вопросу. Так  возникает противостояние двух мнений, т.е. нужного результата от такого общения никто из двоих собеседников получить не сможет, или  этим результатом будет создание конфликтной ситуации.

Как   же построить раппорт?

Создание раппорта предполагает, что мы начинаем свое общение с другим человеком с поиска того общего, что нас объединяет.

Что объединяет вас — классного руководителя — с родителями учащихся вашего класса?  Возможно, любовь к ребенку, или стремление заложить прочную основу знаний, или желание вырастить Личность. Скорее всего вы,  расходитесь в  оценках этих понятий, поэтому вы можете испытывать недовольство действиями родителя,  а он — вашими. Начните свое общение с ним , не с прояснения смыслов, а  с объединения под лозунгом  общности ваших целей.

В начале беседы скажите родителю, что вы разделяете  его озабоченность ситуацией, и вы получите собеседника и соучастника педагогического процесса. Если Вы скажете ему в самом начале беседы, что родитель обязан  выполнять  ваши  рекомендации  как учителя, т.к. Вы  профессионал и  лучше разбираетесь  в обсуждаемых проблемах , то   вы получите конфликт.

Итак, если  Вы  хотите быть успешным в общении — присоединяйтесь,создавая  раппорт!

Находите общие точки  — своей и своего собеседника. Знайте, что в процессе общения ведущий — это тот, кто устанавливает раппорт, ведомый — тот, с кем устанавливают, Помните: там, где нет раппорта, там всегда есть сопротивление!

Никогда не забывайте о мостике, который надо выстроить, чтобы быть услышанным.

Первым признаком того, что вы становитесь мастером коммуникации станет изменения вашего отношения к партнеру по общению: настанет такой день, начиная с которого вы перестанете выражать недовольство партнером по общению не потому, что станете более вежливы, а потому, что перестанете испытывать такое недовольство в адрес партнера. Вы начнете по-настоящему осознавать, что, если вы ещё не получили в общении нужный вам результат — вам ещё есть над чем поработать.

Как происходит процесс обдумывания информации?

Когда мы думаем о чем-нибудь, мы это видим своим мысленным взором, слышим как бы внутри себя или испытываем какие-либо ощущения по этому поводу (вкус, запах, эмоции, давление и т.п.). Как мы понимаем, что мы понимаем значение слова «корова»? Только представив себе ее, или услышав ее долгое «му-у-у», или почувствовав прикосновение к ней.  Так мы думаем..

Однако, большинство людей имеют предпочтение одного  из вышеперечисленных способов по отношению к двум оставшимся.

Этот предпочитаемый нами способ думания называется нашей репрезентативной системой.

Если большую часть информации мы обрабатываем через зрительный канал, то называемся визуалами, если через слуховой — аудиалами, если через чувства — кинестетиками.

Зачем это знать учителю?

А вот зачем: представьте себе, что на каждом  канале обработки информации у нас есть кнопочка, посредством которой мы можем отключать этот канал от восприятия внешнего мира. И вот мы отключили свои  аудиальный и кинестетический каналы, и общаемся с внешним миром исключительно через зрение. Каким предстанет мир перед нами?  Шумным, комфортным или красивым?  Что из этих трех характеристик можно познать с помощью зрения? Какими словами мы сможем описывать мир, с которым мы общаемся только глазами? А если отключить зрение и подключить слух, каким станет мир тогда? Другими словами, если репрезентативная система человека визуальная, то это значит, что  большая часть того, что он знает о мире закодирована в его нервной системе в зрительных образах, если человек аудиал — в слуховых, если кинестетик — в чувствах.

3.Учитывайте разнообразие способов обработки информации в процессе общения.

Для того, чтобы «достать» это знание и использовать его, человек будет говорить о нем, используя  ту терминологию, которая описывает процесс кодирования информации. » Главную задачу своей работы я вижу в том, чтобы…»,- говорит визуал. » Огромный опыт мне подсказывает,»- слышим мы от аудиала. «Я это нутром чую,»скажет кинестетик.  Эти слова, определяющие, если так можно сказать, способ думания человека, называются предикатами. Только те предикаты, которые вызывают во мне определенные внутренние образы, становятся мне понятны и включают мое мышление.

Движения мысли в прямом смысле сопровождаются соответствующими им движениями глаз. Ведь глаза есть как бы вынесенный на поверхность тела филиал головного мозга.. Каждое из представленных ниже движений глаз имеют жесткую привязку к определенному мыслительному действию. Это значит, что,если мы сознательно начнем тормозить движения глаз, мы затормозим и движение мысли.

Итак, для людей, имеющих от своего рождения правую доминантную руку, почти без исключения действует следующая схема соотношения движений глаз и движений мысли.

Схема движения глаз человека.:

Визуальное   конструирование  —  Визуальное воспоминание

Аудиальное  конструирование  —  Аудиальное  воспоминание

Внутренний диалог — кинестетика

Соответственно для леворуких людей схема имеет свое зеркальное отражение.

Умение замечать движения глаз собеседника и делать правильные выводы из своих наблюдений дает возможность лучше понять стратегию мышления другого человека и использовать этот ресурс в целях  построения более тесного раппорта.

Есть одна подсказка, как легче запомнить данную схему и научиться её применять. Нарисуйте эту схему на достаточно большом листе ватмана и повесьте на стене перед телевизором. Тогда экран телевизора станет вашим тренажером. Вам легко будет отслеживать движения глаз человека на экране телевизора и соотносить их со схемой, висящей рядом.

Вернемся  в школу,  на урок в старшем классе, где часть учеников — визуалы, часть — аудиалы, есть среди учащихся и кинестетики. Учитель, как правило, визуал (по статистике, большинство учителей — визуалы, дети до 11 — 12 лет — кинестетики, руководители — аудиалы)  говорит ВСЕМ :» Посмотрите на стр. .., в таблице есть вся информация, которая вам нужна» Как вы думаете, кто из учеников действительно сможет считать информацию со стр….? Правильно, только те, чьей привычной репрезентативной системой является  зрительный способ обработки информации, т.е. визуалы. Только они смогут адекватно отреагировать на команду посмотреть, потому что только они в психологическом смысле реально знают, как это делается. А что же в это время делает остальная часть класса? Вопрос риторический. А что делают эти ученики в школе в течение всей их школьной жизни, если им встречаются только учителя — визуалы?

Поэтому, уважаемый  учитель, если Вы хотите  быть успешным, если хотите  видеть вокруг себя успешных учеников, никогда не забывайте  простое правило:

В класс Вы  должны  идти, будучи готовым произнести ученикам «посмотрите, послушайте, почувствуйте». И  дать им такие задания, которые позволили бы одним — посмотреть, другим — послушать, а третьим,  выполнив твое задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая заключена в нем. Вы должны научиться использовать в своей речи на уроке слова — предикаты всех трехспособов  познания мира, чтобы быть понятым и услышанным всеми учениками, а не только частью класса. Это – Ваше  Золотое правило успешности.

Для вас  важно, что знание  о репрезентативных системах и умение ориентироваться в предпочитаемых собеседником способах обработки и хранения информации дает нам дополнительную возможность выстроить мостик между нами и собеседником. Ведь не только в классе, но и в любой другой ситуации нас лучше поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный нам результат.

С этой точки зрения можно сказать, что для кого-то мир — это звучащая симфония, для кого-то —  это краски и красота, это перспектива и горизонты, а для кого-то мир — это чувство полета или давления, простора или тесноты, комфорта или дискомфорта.

Вот и подумайте теперь, сколько различных моментов необходимо учитывать, чтобы выстроить мостик между собеседниками. Это и способы фильтрации информации, и ведущая репрезентативная система, и умение читать не только вербальную, но и невербальную информацию, которую посылает тебе твой собеседник.

Давайте поговорим теперь о том, как  ориентироваться в тех сигналах, которые мы получаем от партнера по  общению и как подстраиваться к ним.

Как выстроить мостик к своему ученику?

Чтобы выстроить мостик к другому человеку, нужно уметь читать информацию, которую он постоянно транслирует нам, и иметь навыки ее использования.

Давайте поговорим о критериях, позволяющих ориентироваться в карте мира  нашего ученика.

Итак, мы  уже  выяснили, что  карта мира каждого человека своеобразна и неповторима, но ее структура не случайна и создается в результате использования тех или иных фильтров информации, наиболее близких данному человеку. Следовательно, важно научиться выделять эти фильтры в процессе общения с собеседником

Есть  два вида фильтрации.

 1. Первый вид определяет способ принятия человеком того или иного решения. Здесь есть, как минимум, два варианта подхода к восприятию информации. Учет первого позволяет подстроиться к человеку с целью убеждения. Его суть заключается в том, что, когда мы раздумываем, принимая  какое-либо важное для нас решение или просто рассуждаем о каком –то заинтересовавшем нас событии, мы делаем это определенным образом.

Мы либо видим в предмете нашего обдумывания в первую очередь негативные моменты и именно на этом строим свои  оценки события  и, исходя из этого негатива, принимаем решения.

Либо, учитывая  возможность проявления негативных сторон события, все же  думаем о способах их преодоления. Разные люди выбирают разные стратегии подхода к решению возникшей задачи. Какой из двух представленных вариантов ближе вам?

Знайте, что первый из представленных вам путей  ведет от цели, (ведь, думая о негативе, мы остаемся на месте и не предпринимаем никаких шагов по пути к достижению цели), а второй приближает вас к цели, так как, обдумывая возможные пути преодоления возникающих препятствий, мы неуклонно движемся вперед.

Эта пара фильтров называется «от цели» — «к цели».

2.Другой способ восприятия информации заключается в том, что некоторые из нас предпочитают в рассматриваемой ситуации видеть только отдельные её элементы (деревья видят, а лес не замечают), а другие, как раз наоборот, видят ситуацию в целом, но не замечают её деталей ( за лесом не видят деревьев). И тот, и другой способ восприятия приводит к утере значительной части информации и потере возможных ресурсов достижения результата.

Эта пара фильтров носит название «целое» — «частное».

Второй вид фильтрации определяет характер информации, которая является наиболее интересной для  данного человека. Очень образно этот набор критериев психологи назвали Врата сортировки. Если вас приглашают на вечеринку, а вы еще не знаете точно, идти или не идти, какой первый вопрос вы зададите? Вот этот первый вопрос и определяет те врата сортировки информации, которые для вас являются наиболее важными и интересными. Например, если первый вопрос, который вам хочется задать  в данной ситуации «А кто там будет присутствовать?», то это значит, что для вас наиболее интересной  информацией является та, которая касается других людей.

Другими словами, психологи условно выделяют шесть категорий людей по направленности их интересов на  информацию того или иного характера.

—К первой категории относятся люди, чаще всего задающие вопрос «Кто?», т.е. те, которых в первую очередь интересуют другие люди.

—Вторая категория людей любит вопросы «Что? Что делать?», т.е. интересуется в первую очередь действиями и вещами. В данном случае, чтобы решить вопрос с вечеринкой, необходимо будет узнать, что мы там будем делать, а, может быть, что мы там будем есть.

—Третья категория людей  главным для себя вопросом считает вопрос «Как?». Для этой категории людей главное — это процесс.

—Следующая категория самым главным для себя вопросом считает вопрос «Зачем?». Это те самые люди, для которых проблема смысла есть самая основная проблема. За ними следует категория людей, любящих задавать вопрос «Когда?». Видимо, люди этой категории ставят вопрос планирования времени на первое место.

 —Другая  категория состоит из людей, чаще всего задающих одним из первых вопрос «Где?»

Вот и все Врата сортировки.

Зная способ, при помощи которого человек выстраивает свою карту мира, в процессе общения  мы подстраиваемся к нему. Таким образом, нам удается обратить внимание человека на то, что мы говорим, заинтересовать его нашей информацией и изложить её наиболее понятным для него способом.

Будьте внимательны к тому, что и какими словами излагает ваш собеседник, и у вас не будет проблем в выстраивании раппорта с ним.

Представьте себе, что вы идете на прием к своему руководителю с предложением, принятие которого очень важно для вас. Вы уже знаете, как начнете беседу с ним? Какие первые после приветствия слова вы произнесете? Вы хорошо подготовились к разговору? Если это так, то вы наверняка определили для себя Врата сортировки вашего будущего собеседника и готовы начать разговор с информации, которая наиболее интересна для него.

Допустим, ваш руководитель относится к первой категории людей, тогда ваш разговор начнется с изложения ваших соображений по поводу тех людей, которые задействованы в проекте. Если руководитель – представитель  четвертой категории, то вы начнете свою беседу с ним с оценки той значимости, которая содержится в вашем проекте. В любом случае, присоединяясь к человеку, мы присоединяемся к его интересам и его способу общения с информацией.

Это правило справедливо и при общении с учениками. Почему на уроках у одного учителя ученики с интересом работают, активно ведут себя на уроке и постоянно заняты делом, а на уроках у другого — все наоборот? Ведь ученики-то те же самые.

Просто первый, осознанно или нет, но присоединился к интересам учащихся, пошел от них при организации учебной работы, а второй пошел от себя и своих интересов. Итак , главное можно сказать : проблема дисциплины в классе есть в большой мере проблема раппорта с ребятами, а качество установления раппорта напрямую зависит от учителя. Помните, за качество общения отвечает   его инициатор ?

Как развивается процесс общения?

Итак, чтобы выстроить мостик к другому человеку, к своему ученику, в частности, нужно  помнить о следующих строительных материалах:  фильтрах, создающих модель мира нашего собеседника, Вратах сортировки информации, из которой он строит свою модель мира.

Помня об этом, мы используем  этот строительный материал для присоединения и установления раппорта. Эти навыки настолько важны и необходимы для всех, работающих в школе, что вам лучше специально потренироваться в их приобретении. Овладев навыками установления раппорта, мы поднимаемся на новую ступеньку профессионального мастерства!

Язык — наш друг и враг.

Учитель, знаете ли Вы какова психологическая природа языка? А какова его главная функция?  Главная функция языка,- скажете  Вы, — передача информации. Но вы ошибаетесь. Главная функция языка — программирование твоего собственного поведения и поведения всех людей вокруг тебя. Просто мы этого не замечаем.

Опыт, который мы получаем из внешнего мира, кодируется в нервной системе, а чтобы его оттуда извлечь как раз и существует слово.  Именно присоединяя определенное слово к имеющемуся у нас опыту, мы создаем возможность извлечь этот опыт, т.е. осознать. Лишь осознаваемый опыт имеет для нас значение, но наша нервная система накопила значительные запасы опыта, неосознаваемого нами.

Не верите? Давайте проведем эксперимент! Оглядитесь по сторонам. Что окружает вас? Какова освещенность? Теплый или холодный воздух вы ощущаете? А какова его влажность? Все это вы воспринимали и в момент чтения последнего абзаца, но думали ли вы об этом? Осознавали ли все эти ощущения? Что же заставило вас обратить внимание на эти вещи?  Слова, которые вы прочитали сейчас натолкнули ваше сознание на фиксацию внимания на том, что ранее проходило незамеченным.

Таким образом, слово является ключиком к тому опыту, который закодирован у нас в нервной системе. Само слово не есть эквивалент опыта. Один и тот же опыт, связанный, скажем, с таким предметом как стол ( в русском варианте), называется  table в английском, звучит иначе во французском, японском, португальском. Становится ясно, что опыт, заложенный внутри нас, закодирован в определенных звуковых эквивалентах, вызывающих ассоциативную реакцию, т.е., называя слово, я организую   мышление  в нужном мне направлении.

Слова — программисты.

Учитель! Можно сказать, о чем Вы  подумаете в следующую минуту. Слышите, какие слова я произношу? Зарплата…, семья…, школа…, директор… Что же произошло? Слово запрограммировало  Ваше мышлении , а, следовательно, и поведение.

Психологи  недаром сравнивают работу мозга с работой компьютера. Несмотря на существенную разницу в сложности организации  их работы, принципы работы  вполне сопоставимы.

Аналогично тому, как компьютер выполнит в точности то задание, которое вы зададите ему в виде программы на входе, мозг выполняет  именно ту программу, которую вы в него вкладываете. Программа для мозга создается в словесной форме. Чтобы прочитать хотя бы букву, надо сначала произнести слово «читать» в виде команды.

Когда мы обдумываем ту или иную ситуацию, мы создаем себе определенные программы поведения, следуя которым и пытаемся впоследствии разрешить  возникшую проблему. Все правила и убеждения, формирующие нашу модель мира, при определенных усилиях могут быть выражены в словесной форме. Вполне уместно в этом случае такое резюме:

 Когда я говорю с  Вами, я программирую  Вас, когда я говорю с собой, я программирую себя.

Но если значение слова так велико, необходимо уметь грамотно пользоваться языком. Это умение  отмечается у всех талантливых коммуникаторов.

Какие же особенности языка необходимо знать?

В любом языке особый интерес представляют существительные, ибо именно они порождают определенные образы мира у нас в голове. Предполагается, что за каждым существительным стоит совершенно определенный предмет или конкретное  понятие. Так ли это на самом деле?

На самом деле слова-существительные в любом языке мира можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся слова, которые в качестве  аналога имеют конкретный предмет в реальном мире. К таким словам относится, например, слово «стул.» Слово  «стул» подразумевает множество предметов различной конфигурации, общим элементом которых является наличие у них сидения спинки и ножек. Каждый из нас при произнесении слова  «стул» имеет в виду конкретный предмет.Но то общее, что их объединяет и составляет  общую  для различных людей информацию об опыте, связанном со словом «стул».

Вторая группа слов такой  общей информации не имеет, как не имеет и аналога в качестве предмета в реальном мире. Разве можно  предъявить вам предмет при обсуждении значения таких слов, как  «любовь», «дружба», «образование», «дисциплина» и т.д.? Нет, конечно, нет.

Что же тогда мы имеем в виду, когда произносим эти слова?  Как мы узнаем, что к этому человеку у нас есть любовь, а к этому — нет?

Критерием наличия чувства любви, дружбы к человеку является появление у нас тенденций или желаний производить ради этого человека определенные действия: ухаживать за ним, видеть его, разговаривать с ним и т.п..

Понятия «дисциплина», «образование» мы можем пояснить тоже только через действия.  Вот и получается, что вторая группа существительных не только не имеет аналога в качестве предмета в реальном мире, но и никакого предмета не обозначает, а обозначает процедуру действий.

Процедура действий, определяемая для вас этими существительными, полностью зависит от вашего индивидуального опыта. Скажите, пожалуйста,  что такое на ваш взгляд дисциплина? Это, —  когда ученики не шумят, выполняют только ваши указания, не отвлекаясь на посторонние действия в течение целого урока. Или дисциплина — это состояние активного поиска решения задачи, которое сопровождается не только шумом, но и передвижением по классу, если это необходимо для выполнения задания?

Очень часто случается так, что человек, произносящий слово, наполняет его одним содержанием, а человек, воспринимающий слово, слышит в нем совершенно другой смысл.

Разве с вами не случалось такого? Наверняка,ваш опыт работы в школе  напимнит   примеры  подобного общения.

Итак, слово фильтрует информацию и в наш мозг проникает не вся информация и не любая информация, а только та, которой удается пройти через фильтры нашего индивидуального опыта, закрепленного в слове.

 Слово является программой,  по которой наш мозг реализует наше поведение.

И поэтому те слова, которые я произношу, влияют на результат моего общения с собеседником, программируют его реакции на мои слова, задают общий тон нашей совместной деятельности.

Каждое произнесенное мною слово вызывает у моего собеседника ответную реакцию в виде  воспроизведения его собственного индивидуального опыта, связанного с этим словом. И в этом скрыта опасность иллюзии понимания одного человека другим.

Работа классного руководителя связана, в том числе и с проведением различных воспитательных мероприятий. Чаще всего  -это классные часы и беседы на различные  этические темы.

Как часто классный руководитель, готовясь к очередному мероприятию, сверяет свои собственные смыслы основных обсуждаемых на мероприятии понятий со смыслами своих подопечных? Каков воспитательный эффект беседы о воспитанности, если он  даже не проясняет  для себя и учащихся, какие конкретные действия заложены для него  в понятие воспитанности, т.е., что конкретно должен делать человек, чтобы я мог назвать его воспитанным?

Запомните и постарайтесь всегда использовать правило:

Чтобы быть уверенным, что тебя правильно понимают почаще проясняйте смыслы употребляемых вами слов второй группы через определение эквивалентных им действий.

Как задавать вопросы.

 Умение задавать вопросы — очень важное профессиональное качество как учителя, так и воспитателя. Очень часто бывает так, что ваши  беседы с учеником не только не дают ожидаемого результата, но и ничего не добавляют вам в  знании об этом человеке. Зная теперь, какими качествами обладают слова, которые мы используем в своей речи, давайте более серьезно займемся вопросом об искусстве задавать вопросы.

Язык представляет собой надводную часть айсберга нашего опыта, который закодирован у нас в нервной системе.

Наши мысли несут в себе бесконечно широкое содержание, которое просто не в состоянии выразить наш язык. Наш внутренний опыт мы можем назвать «глубинной структурой», тогда как та часть опыта, которую удается  вытащить на поверхность с помощью слова, будет называться «поверхностной структурой». В процессе превращения глубинной структуры в поверхностную, в содержании опыта происходят определенные деформации.

Внутренний опыт искажается, обобщается, часть опыта просто опускается. В итоге вместо подробнейшей картины нашего внутреннего опыта на поверхности мы получаем лишь его «бледную тень».

Говоря: «Петров — слабый ученик«, учитель ограничивает образ Петрова только его способностью выучить тот или иной материал, но сам Петров на этом не заканчивается. Даже в нашем личном опыте общения с Петровым он выступает еще в качестве хорошего друга,  доброго человека, а также демонстрирует множество других своих качеств. Кроме того, мы отлично понимаем, что, как и все люди, Петров в различных жизненных ситуациях не однозначен. Поэтому вряд ли возможно в  словах выразить полностью, что же за человек Петров.

Как деформируется наш опыт.

Все возможные  изменения  смыслов при переходе глубинной структуры в свою поверхностную форму производятся при  использовании определенных слов.

Знать эти слова необходимо для того, чтобы не попадаться на крючок собеседника, да и самому грамотно  использовать язык и получать необходимую информацию. Каждое из слов, о которых мы будем говорить, требует уточнения смысла сказанного посредством грамотной постановки  вопросов.

Итак, какие же  ошибки  совершает  учитель  в  речи  при  общении с  ученикми?

Искажения  смысла  производятся при использовании следующих речевых приемов:

—* Чтение мыслей* Вы говорите:» Он терпеть не может мой предмет». Вопрос, который в данном случае следует задать, звучит так: » Как вы узнали, что он не может терпеть ваш предмет?». Имеется в виду, что вы  должны перечислить свои наблюдения, полученные опытным путем ,и подтверждающие его неприятие вашего предмета.Но имейте в виду, что то, что вы можете назвать в качестве  аргумента, для другого человека может иметь совершенно другой смысл.

Ну, например, в данном случае вы можете аргументировать свое умозаключение тем, что ученик редко посещает ваши уроки. Но является ли непосещение урока абсолютным показателем  неприязни к этому предмету? Разве нет других объяснений этого поведения? Может быть, ученик плохо усваивает ваш предмет и боится  показаться смешным при опросе, а. может быть, он должен посещать поликлинику именно в то время, когда идет ваш урок, а, может быть …?

—* Безличность*.  Вы говорите :»Критиковать плохо». Почему вы решили, что это плохо? Кто сказал, что это плохо? Разве не существует противоположного мнения на этот счет?.

—* Причинно-следственные обороты* Вы говорите:»Он делает все, чтобы вывести меня из себя.»   Вопрос: «Что в его поведении заставляет вас сердиться?» Помните: ваши чувства — это только ваши чувства, и ответственность за них несете только вы!

—*Сложная равнозначность* Вы  гворите:»Эти ученики  всегда плохо себя ведут на уроке, следовательно, они глупы.»  Почему то, что ученики  отвлекаются от урока, означает уровень их интеллектуального развития?  Вы сами никогда не отвлекались от слушания  лектора ?

—*Пресуппозиции* Вы говорите:» Если бы родители знали, какие трудные у них дети, они бы относились ко мне с большим почтением». Почему вы думаете, что родители никогда не думали об этом? Почему вы считаете, что причина ваших трудностей в учениках? Почему вы считаете, что родители относятся к вам без должного уважения?

Обобщения, сами того не замечая, мы производим, используя следующие слова и выражения:

—*Кванторы общности. Слова типа «всегда», «никогда», «все», «никто», «везде», «нигде» не имеют подтверждения в реальном опыте, так как всегда найдется хоть один пример, опровергающий подобное обобщение. «Ваш ребенок никогда меня не слушает на уроке!»  Действительно ли этот ученкик ни одного раза не слушал вас? Как же тогда он узнает ваш голос? В каких конкретных ситуациях этот ученкик не слушает вас?

—*модальные операторы необходимости* Это слова типа: «следует», «не следует», «необходимо», «должен», «обязан». «Прежде, чем идти гулять, необходимо выполнить домашнее задание». Кто сказал, что следует действовать именно в таком порядке? Что будет, если этот порядок нарушить?

—*модальные операторы возможности* Это слова: «можно», «возможно», «способен», «не способен»,  «невозможно», «не могу». «могу». Вы говорите: «Этот ученик не способен к усвоению физики». Что мешает этому ученику усвоить предмет?  Что необходимо изменить, чтобы ученику стал понятен этот предмет?

 Опущение  части информации происходит благодаря использованию следующих оборотов речи:

*  Номинализации*  Номинализации — это слова, которые имеют очень размытый смысл, так как не имеют в качестве аналога никакого предмета в реальной действительности. Помните, мы уже говорили об этом ранее?.

Это слова, которые нельзя сложить в ящик. Можете ли вы представить себе лежащим в ящике свое *удовлетворение* ?  А рядом с ним  ваше *счастье*?

А как вы себе представляете *мышление*  учащихся, разложенное по различным ящичкам? Поэтому, использование подобных слов всегда требует конкретизацию их смысла. Что вы имеете в виду? — главный вопрос в этом случае.  «Обучение и развитие учащихся…»  Что конкретно надо делать, чтобы обучить?  Какие  изменения показывают на то, что развитие происходит? Что конкретно изменяется?

* Неопределенные глаголы*  Это глаголы, смысл которых также требует уточнения.

Вы  говорите:»Вы меня обидели». Что конкретно в действиях   собеседника вас обидело?

Вы говорите:» Родители должны помогать своим детям в учении». Что конкретно должны делать родители, чтобы дети чувствовали их помощь?

Вы говорите: «Ты должен хорошо учиться.» Что конкретно должен делать  ученик , чтобы хорошо учиться?

—*Простые опущения* Вы гворите:»Меня сильно обидели».Кто конкретно вас обидел? Какие действия этого человека нанесли вам обиду?

—*Отсутствие точной ссылки* Вы говорите:»Дежурные не убрали класс.» Кто конкретно дежурил и должен был убрать?  —* Опущение при сравнении* Это слова: «хорошо». «плохо», «слабый». «сильный», «меньше». «больше» и т.п.Вы говорите:»Он способный ученик» Способный к чему? Способный по сравнению с кем?

Итак,  становится понятно, насколько внимательно надо относиться к словам, которые произносите вы или ваш собеседник.

Нужно  научиться внимательно слушать себя во время говорения и своего партнера в процессе беседы. И вовремя задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого. Навык внимательного слушания развивается постепенно, по мере того, как вы все более и более внимательно относитесь к тому, что звучит в речи.

Секреты внушения и убеждения.

Почему некоторым людям удается легко  убедить любого в чем бы то ни было, а другим такие задачи удаются с большим трудом? Может быть, секрет в том, какие слова они используют для убеждения? Сила языка этих людей в неопределенности смыслов тех слов, которые они используют.

Вопрос «Есть ли у вас немного времени?» по самой своей природе подразумевает положительный ответ. То же самое происходит, когда у вас спрашивают:» Не могли бы вы немного подвинуться?». Трудно представить себе человека, который не мог бы подвинуться.

 Для достижения необходимых результатов в общении в разных случаях необходимо пользоваться языком совершенно по-разному.

В одних случаях бывает необходимо вникать в подробности и точный смысл слов, произносимых собеседником, в других случаях нашим целям соответствуют больше абстрактные, обобщенные понятия.

В тех случаях, когда вам необходимо получить непосредственный доступ к чувствам или воображению собеседника или избежать обсуждения определенных подробностей, препятствующих получению необходимого результата, то лучше использовать в речи абстракции.

Такой язык отвлекает сознательное мышление, обеспечивая доступ к подсознанию и всем его ресурсам. Очевидно,  вы уже успели по достоинству оценить значение подобной информации в профессиональном общении учителя. Как часто нам проходится убеждать  и внушать прописные истины!

Все те языковые приемы, которые мы только что обсудили, помогают нам быть успешными в общении.

Вот, например, чтение мыслей. Очень часто для присоединения к собеседнику бывает полезно произнести что-то вроде: «Я понимаю, что вы сейчас думаете…»!

А как часто мы используем безличные обороты речи для внушения  детям бесспорных истин, вроде: «Очень полезно помнить, что хорошие ученики сначала выполняют домашнее задание, а потом занимаются другими делами».

Есть еще некоторые приемы, помогающие добиваться согласия собеседника.

—Одним из таких приемов является  умение задавать обобщенные вопросы. «Вы очень часто пользуетесь этим приемом, когда хотите услышать в ответ «да», не так ли?»  Этот вопрос, присоединяемый к утвердительному предложению, делает  очень сложным формулировку отрицательного ответа, не так ли?

—Очень часто полезно бывает просто присоединиться к текущим переживаниям собеседника. Когда мы начинаем свою речь с простой констатации того, что происходит с человеком в текущую минуту времени, нам невозможно возразить. Если вы говорите: «Сейчас вы слушаете меня…», ваш собеседник настраивается на согласие с вами. И ему трудно будет мгновенно перестроиться. Поэтому следующая ваша фраза тоже будет принята в положительном ключе.
Вспомните ситуацию, в которой вы сделали ненужную вам довольно крупную покупку. Что заставило вас потратиться, а потом сожалеть о непродуманной трате? Может быть, все выглядело приблизительно так: вы зашли в магазин для того только, чтобы скрасить время ожидания вашей подруги, с которой вы договорились о встрече. Остановились у прилавка, чтобы полюбоваться понравившейся вам вещицей, и тут раздался голос ловкого продавца. Он просто ошарашил вас вопросом:» Вы будете расплачиваться  наличными или вам оформить кредит?». Ваша реакция на эту неожиданность оказалась довольно чувствительной для вашего кошелька.

—Прием, который очень любят использовать продавцы, называется двустороннее ограничение. Не правда ли, когда задается вопрос такого типа, возникает ощущение, что вас ограничили с двух сторон, как бы «взяли в скобки»? Внимание самой структурой вопроса направляется на возможности выбора и пропускает самое главное, а именно — команду.

—Следующий прием, помогающий обойти сознательный контроль информации и проникнуть прямо в подсознание собеседника был проиллюстрирован в самом начале. Он называется разговорным постулатом.

Очень часто в разговоре с детьми и со взрослыми, бывает полезно вложить информацию, которую вы хотите донести до собеседника, в уста третьего,  косвенного персонажа.Например,лучший способ договориться о чем-то с другим человеком, — это в начале беседы изложить ему его же реальные потребности. Как вы знаете,  понимание есть основа взаимопонимания!Вспомните прием, который только что проиллюстрирован.

 Используйте  возможности языка, чтобы вносить нужный смысл.

Теперь мы понимаем,  как сложен и противоречив наш язык, которым мы привычно и  автоматически  пользуемся. Теперь мы понимаем, что степень нашего вербального воздействия на других людей во многом определяется словами, которые мы выбираем.

 Поэтому будем впредь очень внимательны  к тому, что мы произносим,  и к  тому, что произносит наш собеседник.

Ни один учитель не согласится с тем утверждением, что в ряде случаев своей практической деятельности, он сам создает себе будущие проблемы на работе. Трудно поверить в то, что мы сами, учителя и родители, готовим себе нерадивых, ленивых и всяких других учеников. Но тем не менее, это так.
Учитель! Помните ! Когда Вы говорите  ребенку: «Ты — лентяй!», Вы совершаете реальное вторжение в подсознание ребенка и программируете  его на проявление поведения, свойственного лентяям. Более того, Вы ограничиваете  восприятие ребенком самого себя только как лентяя и тем самым влияете  на его самооценку. Таким образом, В ы готовите  сам себе ленивых и нерадивых учеников, которые в общем-то и не понимают, почему они такие.

Но, если Вы выражаете  уверенность в способности ученика преодолеть возникшие у него трудности, если Вы помогаете ему тем, что словом в разговоре выделяете  те качества ученика, которые дадут  ему возможность справиться с проблемой, Вы программируете  его на успех. Вашему ученику повезло! Он будет успешен!

Поэтому, прежде, чем что-либо произнести вслух, подумайте,  несет ли составленная  Вами фраза именно тот смысл, который Вы хотели  бы передать другому.

Помните  также и о том, что точно так же, как Вы программируете слушателя, Вы программируете  и самого себя, когда  произносите  фразы внутренним голосом. Все, что ты думаешь про себя, обязательно осуществиться потому, что твои мысли — это твоя программа действий. Будьте осторожны со словом и относитесь к нему с почтением!

С точки зрения программирования своего и чужого поведения при помощи слова для учителя будет интересна еще и такая информация.

Сравните, пожалуйста, две фразы. «Иванов получил два  по математике, но пять  — по русскому» и » Иванов получил пять по русскому, но два — по математике». Чувствуете разницу? В чем дело? А дело всего-то в порядке слов в предложении. Какая часть предложения несет более значимую информацию? Или вот другой пример:  » Ты можешь хорошо учиться, но у тебя есть проблемы» и «Ты можешь хорошо учиться, даже если у тебя есть проблемы». Лично вы, какую из двух представленных фраз хотели бы услышать, когда учились в школе? Изменение смысла сообщения в зависимости от порядка слов в предложении или используемых для связки предлогов замечено давно. Но, если вы это уже заметили, значит, можете использовать в своих целях.

Например, программировать ученика на успех. Или даже самого себя делать более успешным и более оптимистичным. А это прибавляет радости от выполняемой работы. Только человек, чувствующий себя успешным,  способен породить успешность в другом, только человек, использующий слова, программирующие его позитивно, способен так же позитивно настраивать другого человека. Таковы законы фильтрации, по которым работает наш мозг.

Подведем  итог.

1.Язык служит не только целям передачи информации от одного человека к другому, но и программированию поведения собеседников. Поэтому крайне важно знать особенности языка и грамотно их использовать.

2.Каждый раз, готовясь к серьезному разговору, продумайте заранее содержание разговора, определитесь с результатом, которого вы хотите достичь в результате разговора, и продумайте слова, которые будете использовать, чтобы точнее выразить свою мысль. Чем удачнее будет подбор  использованных слов, тем больше шансов у вас быть правильно понятым вашим собеседником.

3.В то же время относитесь со вниманием к тому, что говорит ваш собеседник, уточняйте смысл в том случае, если чувствуете неоднозначность  того, что сказано твоим партнером по общению. Чаще мысленно задавайте себе вопрос » Что ты  имеешь в виду?»

3.Как выстроить общение, которое приносит нужный результат.

—Любое общение, как и любой другой природный процесс, развивается по определенной закономерности. Если мы   нарушаем закономерность, то и результат мы получаем не тот, что ожидали.  Мы уже говорили о четырех этапах развития процесса общения.
Итак, задачей первого этапа общения является установление раппорта. Ведь только в том случае, если раппорт установлен, можно рассчитывать, что общение принесет ожидаемый результат. В процессе установления раппорта мы присоединяемся к собеседнику по всем возможным параметрам: позе, жестикуляции, интонации и т.д..

—Но самым существенным  способом  присоединения является наша речь. Мы  ищем общие позиции в наших моделях мира, мы используем в речи предикаты, которыми предпочитает пользоваться наш собеседник, мы внимательно относимся к словам, которые используем. Все это дает нам возможность создать ситуацию готовности соучастия нашего партнера в решении нашей проблемы. Помните  Золотое правило общения и никогда не пренебрегайте им.

—-Второй этап начинается с того момента, когда мы  приступаем непосредственно к изложению проблемы, которой посвящено общение. Мы говорим о своей проблеме, используя при этом слова, приглашающие собеседника принять участие в ее решении.

—На третьем этапе мы приступаем к совместному обсуждению возможных путей решения проблемы. И на этом этапе главным словом является слово «совместное». Если уж вы занимаете время другого человека, то при одном непременном условии — он чувствует себя соучастником процесса,  а не простым слушателем. А то часто то, что мы называем беседой, на самом деле представляет собой монолог человека, наделенного большей властью, обращенный к человеку, вынужденному молча выслушивать  эти речи.

—Четвертый этап — это такая же совместная работа, как и на предыдущем этапе. Это работа по формированию совместного решения проблемы. И здесь вы даете право своему партнеру быть равноправным соучастником  вашей работы. Другое поведение никакого отношения к успешному общению не имеет.  Участие другого человека в решении нашей проблемы иногда значительно  облегчает её решение.

—Если вы будете придерживаться представленного выше развития событий и не пытаться перескакивать с одного этапа на другой слишком быстро, успешность вашего общения вам гарантирована

—Не спешите, доводите каждый этап общения до его логического завершения и только потом переходите к последующему.

—-Однако, наше общение не является только тем, что мы говорим. Думать так, значит, пропускать огромное количество информации необходимой для эффективного общения.

—-На самом деле наше общение состоит как бы из двух частей: вербальной, т.е. того, что мы произносим словами,  и невербальной, того, что за нас говорит наше тело.

Невербальная информация  очень значима для правильного понимания собеседника. По мнению психологов,  от 70 до 90% информации содержится в невербальной части сообщения и только соответственно 30 -10% — в вербальной.

Если мы все свое внимание направим только на восприятие речи человека, вряд ли наше общение окажется эффективным. Согласитесь, пропустив 90% информации, посылаемой нам другим человеком, трудно рассчитывать на получение того результата, ради которого мы вступили в общение с этим человеком.

Что же включает в себя невербальная часть общения? Это позы, жесты, мимика человека, позиция и дистанция общения между собеседниками, синхронность или асинхронность движений собеседников, незаметные на первый взгляд изменения напряженности мускулатуры лица и тела, наклон спины и т.д. и т. п..
Почему оказалось, что невербальная часть общения так информативна? Потому, что связь тела и психики неразрывна. Тело и психика представляют собой единую систему и не существуют друг без друга.

Дополнительные возможности установления раппорта.

Принимая позу, в которой находится ваш  собеседник, вы невольно наполняетесь его психологическим состоянием.А это как раз то, что  нужно, чтобы лучше понять человека. На этой идее основаны техники построения раппорта по невербальному поведению.

Входя в кафе, где  находится  много незнакомых вам людей, вы можете определить , кто с кем в каких отношениях находится. Как? Наблюдая за синхронностью действий партнеров по общению, за тем, насколько симметричны их позы, насколько соответствуют друг другу ритмы их движений. В реальной ситуации Вы делаете это, не осознавая самого действия.

И маленькое дополнение: что такое любовь? Это —раппорт! Что такое нелюбовь? Это отсутствие раппорта!

http://www.b17.ru/article/373/


(Visited 499 times, 1 visits today)
Как научиться эффективно общаться

Related posts