Формирование образовательной компетенции учащихся

 

Компетентностный подход в настоящее время является общепризнанным подходом к оценке результатов школьного обучения. Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, т.к. относятся  к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Необходимо определиться в понятиях. Что такое компетенция и что такое компетентность?

 Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Под компетенцией имеют в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность –  уже состоявшееся личностное качество (характеристика) человека.

Введение понятия образовательных компетенций  позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

Компетенции

Содержание компетенций

1. Ценностно-смысловая Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического понимания мира.
3. Учебно-познавательная Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовая Означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Личностного самосовершенствования Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Образовательные компетенции не появились сами по себе. Они есть ни что иное, как отражение компонентного состава содержания образования, включенного во второе поколение стандартов школьного образования.

Круг значимых проблем в структуре общекультурной компетентности

Признакиобщекультурной компетентности Виды проблем Признаки значимости проблем Уровень формирования в проектной деятельности
высокий средний низкий
Развитие готовности к определению собственного отношения к явлениям действительности, к самооценке Аксиологические проблемы:• ценностные проблемы социальной деятельности;• ценностные проблемы личностного самопознания, самоопределения и саморазвития Способность к выдвижению проблем, определению путей их решения.Широта осмысления проблем социальной деятельности
   
Готовность к анализу явлений действительности, к самоанализу Гносеологические проблемы:• проблемы организации деятельности;• проблемы саморазвития и самопознания;• мировоззренческие проблемы Готовность к анализу проблем.Готовность к определению способов решения проблем
 
   
Готовность к созданию новых культурных ценностей в сфере познавательной, трудовой, досуговой деятельности Онтологические проблемы:• проблемы  взаимосвязи с социальной средой;• проблемы взаимодействия культур;• проблемы межличностных отношений  
  

Обобщенная оценка уровня общекультурной компетентностивыпускников школы

Критерии оценки Признаки общекультурной компетентности(объект оценки) Показатели компетентности(предмет оценки) Уровень формирования в проектной деятельности
высокий средний низкий
1. Круг значимых проблем
  1. Широта осмысления проблем социальной деятельности
  1. Готовность к анализу проблем
  2. Готовность к определению способов решения проблем

 

  1. Системность осмысления проблем социальной деятельности, выделение глобальных, национальных, региональных проблем
  2. Раскрытие причин возникновения проблем
  3. Способность решения проблемы на основе выбора адекватных ее содержанию методов, применения междисциплинарных методов решения проблем

    
 
2. Освоенное культурно-образовательное пространство
  1. Разнообразие, регулярность опыта освоения источников культурных ценностей
  1. Использование средств, расширяющих культурное пространство личности
  1. Использование среды общения как источника информации о культурных ценностях
  2. Широта культурных интересов
  3. Наличие ценностных ориентиров в различных областях культуры

 

  1. Наличие регулярного опыта освоения различных источников создания, хранения, распространения культурных ценностей
  2. Наличие опыта использования иностранного языка для расширения культурного пространства
  3. Наличие среды общения как источника информации о культурных ценностях
  4. Способность к определению интересов в различных областях культуры
  5. Способность к персонификации, качественной оценке достижений культуры в различных областях деятельности

    
   
 

 


 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 


3. Познавательная база решения проблем
  1. Достаточность базы теоретических знаний и умений для обеспечения выработки самостоятельных оценочных суждений в различных областях культуры
  2. Достаточный уровень осведомленности в различных видах источников для решения задач познавательной деятельности
9. Знание понятий, теорий, фактов, дат, имен и событий, отражающих этапы развития культуры.Умение ориентироваться в потоке информации10. Знание различных видов источников, умение их использовать для решения задач познавательной деятельности
     
    

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Интернет — конференция «Начальная школа в образовательном пространстве XXI века»

ФГОС в начальной школе

ФГОС: организация внеурочной деятельности в ОУ

http://112-school.ru

Формирование образовательной компетентности учащихся