Передовой педагогический опыт

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

К передовому педагогическому опыту относится  такая  практика , которая содержит в себе элементы:

  • творческого поиска
  • новизны
  • оригинальности

т.е.  то, что  называется новаторством.

Такой педагогический опыт важен, потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и науке.

Поэтому  новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

Между простым мастерством и новаторством часто бывает  провести границу. Потому что,  находя и используя новые и новые оригинальные приёмы , эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится  новатором.

Поэтому  распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.

Критерии отбора передового педагогического опыта

 

  1. Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки нужно  иметь критерий, в котором определены: признаки объекта
  2. мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта

Без этих компонентов невозможна объективная оценка педагогического опыта.

1. Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги  учитывают требования общества к обучению и воспитанию учащихся  и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

2.Второй признак ППО — высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать  высокое качество знаний, значительные изменения  в уровне воспитанности, в развитии учащихся. Причём результаты педагогов должны значительно  отличаться по качеству по  сравнению с результатами массового опыта работы  педагогов .

3.Третий показатель ППО — оптимальное расходование сил и средств педагогов и учащихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

4.Четвёртый показатель ППО — стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение  уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

5.Пятый показатель ППО — наличие в нём элементов новизны.

Они проявляются в результате мониторинга  педагогического процессаМониторинг  даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов.В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются «на показ», в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Поэтому так важно  отличать действительно ППО от прожектёрства. .

6.Шестой показатель ППО — его актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

  • в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
  • какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты

7.Седьмой показатель ППО — репрезентативность.

Репрезентативность — это:

  • достаточная проверка опыта по времени;
  • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

8.Восьмой показатель ППО — соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современной педагогики. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда  должен  иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии этих признаков данный опыт можно  причислить к передовому, но затем надо проводить мониторинг , в какой степени данный признак проявляется.
(Visited 360 times, 1 visits today)
Что такое передовой педагогический опыт

Related posts

Что такое передовой педагогический опыт: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *