коммуникативные компетенции педагога

коммуникативные компетенции педагога

комаетенции педагога

Как и любая из профессиональных составляющих,

коммуникативная компетенция учителя определяется  тремя   основными  составляющими:

когнитивной (что учитель знает по данному вопросу);

— операциональной (как  учитель  реализует свои знания на практике)

— позиционно-ценностной  (как учитель   относится к данной сфере своей деятельности).

1 коммуникативные компетенции педагога

1 коммуникативные компетенции педагога

Эти составляющие проявляются  в профессиональном взаимодействии учителя с учениками, коллегами, родителями, администрацией школы.

При этом, качество и результат их профессионального взаимодействия  будет определяться

—    направленностью личности (ориентация на другого человека, на совместную деятельность,  желание понять его и поддерживать отношения)

—   педагогическим тактом и стилем общения (доля ответственности, принимаемой на себя участниками совместной деятельности, должна быть адекватной вкладу в конечный результат. Формы общения отражать не только социальный статус, но и другие субъектные качества личности),
— уровнем толерантности (сформированность переносимости неблагоприятных воздействий без снижения адаптивных возможностей, проявление выдержки, самообладания).

2 коммуникативные компетенции педагога

2 коммуникативные компетенции педагога

Эффективное  педагогическое взаимодействие строится не только на осознании учителем особенностей  своего  стиля общения, но и  на знаниях особенностей каждого ученика как субъекта взаимодействия.

Для управления процессом педагогического взаимодействия учителю нужно  знать ведущие мотивы, определяющие  направленность деятельности конкретного ученика.

Если нам важно при взаимодействии мотивировать ребенка на конкретную деятельность в настоящий  момент, учитель должен  выбирать приемы мотивации из соответствующей его уровню группы приемов. Здесь прием мотивации работает как инструмент для достижения успеха педагогического взаимодействия. Нужно  использовать приемы мотивации как инструмент взаимодействия с учеником для расширения зоны ближайшего развития, т.е. уровня учебных возможностей ребенка. Коммуникативные компетенции современного педагога важны.

Для этого учителю нужно   развивать свои коммуникативные  компетенции,так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.

3 коммуникативные компетенции педагога

коммуникативные компетенции современного педагога

Для этого  существуют приемы  коммуникации:

1.Замечание «от принца» к «принцу».Этот прием позволяет  сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.. Вот схема трехэтапного замечания:

— Сначала  — не осуждающее описывание того, что не нравится учителюкогда я вижу, как ты вертишься…)

 -Затем —  описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)

 -Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.Профессионально коммуникативная компетенция педагога.

В педагогическом  общении  очень важно  умение предупреждать и   разрешать конфликты. Это конфликтная компетентность  как часть коммуникативной компетенции педагога.

Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу»   например,о  критериях отметок или  правил взаимодействия  на уроке. Можно  повесить  на стене плакат-договор с положениями, которые  обсуждать на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии   остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся нужно  дать время для обдумывания .

На этом же первом уроке можно обсуждать   положения правил,.И если  выясняется, что дети не всегда принимают факты, мнения и выводы, что может  вести  к конфликтам. Это можно сделать на классном часе, или в рамках элективного курса.

Примерные  правила общения в кабинете

1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.

3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам – и вместе со всеми.

Но если конфликт все-таки возник, нужно использовать  алгоритм разрешения конфликтов, разработанный  специалистами по конфликтологии. Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть  у  учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.

1.    Определяем проблему.

2.    Вырабатываем несколько возможных решений.

3.    Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4.    Выбираем лучшее.

5.    Организуем выполнение.

6.    Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

3). Как разделить проблемы ученика и учителя  Еще  прием, позволяющий  предупреждать и   разрешать конфликты.  Он  помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным  учеником  в определенной ситуации.

Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо.  Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений,  но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя.

Вот какими способами  конфликтологи   предлагают решать  проблемы учителя:

-Работать с учеником (делать замечания по типу  от «принца» к «принцу»).

—  Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).

—  Работать с собой (верно выбирать тактику поведения,  а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается

—  Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что  это  проблема  ученика.

Тогда учитель  должен  использовать другой набор педагогических действий:

 — Эффективное  слушание (безоценочные реплики, провоцирующие  ученика на высказывания, самоанализ);

—  Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления  таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);

-«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ученика);
— Учить учеников искать и анализировать свои (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

 А какие  эффективные  приемы  коммуникации  применяете вы ?

 

 
(Visited 829 times, 1 visits today)
Уровень коммуникативных компетенций педагога

Related posts

Метки:    

Уровень коммуникативных компетенций педагога: 5 комментариев

  • 06.02.2013 в 19:52
    Постоянная ссылка

    Thanks for some other informative web site. The place else may just I get that kind of info written in such a perfect manner? I’ve a project that I am just now working on, and I have been on the glance out for such info.

    Ответить
  • Уведомление: celine handbags

  • 16.03.2014 в 12:52
    Постоянная ссылка

    whoah this blog is fantastic i like reading your articles. Keep up the good paintings! You understand, a lot of people are hunting round for this info

    Ответить
  • 07.04.2015 в 11:45
    Постоянная ссылка

    Awsome post and right to the point. I don’t know if this is actually the best place to ask but do you people have any ideea where to employ some professional writers? Thank you 🙂

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *