профессиональный рост учителя
Решение педагогических ситуаций является одним из двух вариантов письменного квалификационного испытания аттестуемого педагога.
   При прoведении квaлификационного испытaния с цeлью пoдтверждения соoтветствия зaнимаемой дoлжности учитeлю предлaгается решить три ситуaции (мини-кейсa). На выпoлнение предлoженных зaданий, как прaвило, требуeтся не болeе 60 минут.    Рeшение пeдагогических ситуaций  требует oт педaгога прoявления педaгогической кoмпетeнтности/
Задание для проведения квалификационного испытания в форме решения педагогических ситуаций. Аттестующийся педагог выбирает три ситуации из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций (не менее 30), называя три номера из перечня, который ему заранее неизвестен.
3 педагогические ситуации и их решение примеры

3 педагогические ситуации и их решение примеры

Инструкция для аттестуемого педагога:
  1. «В рамках проведения квалификационного испытания с целью установления соответствия занимаемой должности Вам предлагается решить три педагогических ситуации. Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения. На выполнение задания Вам дается 1.5 часа.
  2. При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия. За предложенный Вами вариант по каждой из ситуаций Вы можете получить от «0» до «3» баллов:
  3.  0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.
  4.  1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела безпроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.
  5.  2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.
  6. 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия <…>”
2 педагогические ситуации и их решение

2 педагогические ситуации и их решение

Пример задания и его решения:

  1. “Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.»Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
  2. 0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложены варианты типа: «Никуда не денетесь, все равно придется сказать, только уже у директора», «Молчите, молчите, посмотрим, как заговорите на экзаменах», «Всем по поведению двойки за четверть» и т.п. 0 баллов получат также ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например: «У меня такого не бывает», «Мои ученики, вряд ли, убегут в кино», «Сейчас в кино никто не ходит, все из Интернета скачивают» и т.п.
  3. 1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования. Типа: «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем», «Все равно вам всем придется отработать этот урок», «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок» и т.п.
    2 балла – предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования. Типа: «Инициатора выявлять не буду, скажу, что в общем — то и неважно, кто подал идею, поинтересуюсь интересным ли был фильм и обязательно ли было уходить с урока» и т.п.
  4. 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Типа: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию».
  5. Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом они испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложу выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации.
  6. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций. Обсуждение можно провести в форме мозгового штурма. В качестве одного из способов предложу выбрать делегатов, которые пойдут договариваться к учителю об отработке сорванного урока. Поддержу другие способы разрешения ситуации предложенные детьми, так как в этом случае повышаются шансы на их реализацию  <…>” (извлечения из Методики)
    педагогические ситуации и их решение примеры

    педагогические ситуации и их решение примеры

    Другие примеры  из Методики   проведения аттестации:
    7. Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!»Ученик: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».
    8. Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.
    Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»Ученики (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были».
    9. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». В ответ на замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Он в жизни не пригодится».
    Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и
    др.) в данной ситуации и почему?
    Педагогические ситуации и их решение, примеры. 
    Предложенные педагогами ответы:
    Попробуем ответить на педагогические ситуации.
    7. Педагог обращается к ученику, который крутит в руках телефон…

    В данном случае, нужно с первого урока (или именно с этого случая) определить свод правил (делает учитель-предметник или  классный руководитель), которые обязан выполнять каждый ученик данного класса. Например:

  7. На уроки не опаздываем. А если опоздал, то… (какое-то наказание, которое ученики  сами выбирают на классном часе).
  8. Сотовыми на уроке не пользуемся. А если взял на уроке телефон, то…И так далее.
  9. Но в данном случае необходимо продолжить урок.Учителю лучше сказать так: «Антон  (имя ребенка), давай договоримся. Ты сейчас уберешь телефон, так как мне нужно продолжить новую тему. А на следующем уроке ты будешь вместе со всеми писать по ней контрольную, и я не думаю, что ты напишешь на отлично, если ты сейчас ее прослушаешь. А мне бы очень хотелось, чтобы у тебя была отличная оценка по моему предмету, да и твоим родителям было бы очень приятно видеть тебя счастливым.  А ты как считаешь?»
  10. 2 педагогические ситуации и их решение примеры

    2 педагогические ситуации и их решение примеры

    8. Педагогические ситуации и их решение. Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут. . .Тоже вариантов много.

    1. 1)        « Мне не очень приятно, что вы опаздываете на мой урок. Давайте так договоримся. Вы доешьте, пожалуйста, булочку в коридоре, а потом зайдете. Но пусть это будет первый и последний раз. Договорились?».
    2. Но это на 1 раз. А если это в системе?   Так же свод правил.В школе есть оплачиваемое питание, т. е. накрытие на классы. Когда уже все готово, дети вполне успевают поесть на перемене.

    9. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». . .На  замечание  учителя  отвечают  хамством, утверждая, что  этот предмет им не нужен.                Так как это сказано на весь класс, нужно пожертвовать временем от урока.Ведь ученики  будут ждать, как отреагирует учитель,  на это оскорбление, унижение. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.

    Начинаем так:- Кто еще так думает? Ученики  еще подняли руки.- А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас докажу, что этот предмет вам необходим?Пусть по этому предмету  нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые  считаются обязательными. Но потом я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой», сидит в «аське» и опаздывает из столовой. Договорились? Согласны?»

    Чтобы  педагогические  ситуации не повторялись, чтобы ученики  не думали «им можно, а нам  что, нельзя? Что мы, хуже…» Надо ее разрешить один раз, без повторений .

    Договорная основа между учителем и учеником, очень действенна. Но вредна такая позиция учителя: «Я вас учу, вы должны и обязаны слушать, и мне все равно хотите вы или нет. Завтра с родителями в школу»

    4 педагогические ситуации и их решение примеры

    4 педагогические ситуации и их решение примеры

    Алгоритм анализа педагогической ситуации

    1. Характеристика педагогической системы:
     назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
     дайте оценку уровня развития педагогической системы;
     каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

    2. Педагогические ситуации и их решение. Выявление объектов и субъектов воспитания:
     определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);
     дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

    3. Характеристика взаимоотношений субъектов:
     определите стили отношений, руководства, общения педагога;
     дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;
     оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

    4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:
     сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;
     определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;
     конкретизируйте задачу, которую следует решить

    5 педагогические ситуации и их решение примеры

    5 педагогические ситуации и их решение примеры

    Алгоритм решения педагогической задачи

    1. Выдвижение гипотезы:
     выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
     прогнозирование их результативности;
     рассмотрение различных вариантов действий педагога.

    2. Выбор оптимального варианта действий педагога:

     выбор методов педагогического воздействия;
     определение соответствующих методических приемов;
     выбор организационных форм;
     подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
    3. Детализация:
     продумывание оперативной структуры действий педагога.
    4. Анализ предполагаемых результатов:
     характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.


    azps.ru/tests/2/pedsist.html

(Visited 7 965 times, 9 visits today)
: педагогические ситуации

Related posts

Аттестация: педагогические ситуации: 92 комментария

  • 16.05.2014 в 17:59
    Постоянная ссылка

    Yesterday, while I was at work, my sister stole my iphone and tested to see iif it
    can survive a 25 foot drop, just so she can be
    a youtube sensation. My apple ipad is now broken and she has 83 views.
    I know this is totally off topic butt I haad to share it with
    someone!

    Ответить
  • 17.05.2014 в 14:55
    Постоянная ссылка

    naturally like your website however you have to take a look at the spelling on quite a few of your posts.
    Many of them are rife with spelling issues and I to find it very bothersome
    to tell the truth nevertheless I’ll surely come again again.

    Ответить
  • 19.05.2014 в 21:43
    Постоянная ссылка

    I’m amazed, I have to admit. Seldom do I encounter a blog that’s both educative and interesting, and without a doubt, you have hit the nail on the head. The problem is something too few men and women are speaking intelligently about. Now i’m very happy that I stumbled across this in my search for something concerning this.|
    ポリス サングラス アウトレット

    Ответить
  • 29.05.2014 в 08:38
    Постоянная ссылка

    I simply could not leave your web site prior to suggesting that I really enjoyed the standard information a person supply for your guests? Is gonna be back frequently to check out new posts|

    Ответить
  • 05.06.2014 в 18:37
    Постоянная ссылка

    Hi fantastic blog! Does running a blog like thiis require a large amount of work?
    I’ve very little expertise in programming but I was hopinng to start my own blog soon. Anyways, should yoou have any
    recommendations or techniques for new bllog owners please share.
    I know this is off topic nevertheless I just wantewd to ask.
    Many thanks!

    Ответить
  • 05.06.2014 в 21:20
    Постоянная ссылка

    Hello I am so thriolled I fond your webpage, I really found you by error, while I was searching oon Aol for something else, Regardless
    I am here now and would just like to say thans a lot for a
    tremendous post and a all round entertaining blog (I also love
    the theme/design), I don’t have time to read it all
    at the minute but I have bookmarked it and
    also added in ykur RSS feeds, so when I have time
    I will be back to read much more, Please do keep uup the awesome b.

    Ответить
  • 06.06.2014 в 21:26
    Постоянная ссылка

    Wow that was odd. I just wrote an extremely long comment but after I clicked submit
    my comment didn’t show up. Grrrr… well I’m not
    writing all that over again. Anyway, just wanted to
    say fantastic blog!

    Ответить
  • 07.06.2014 в 11:07
    Постоянная ссылка

    I’m not sure where you’re getting your info, but great topic.

    I needs to spend some time learning much more or understanding more.
    Thanks for wonderful info I was looking for this info for my mission.

    Ответить
  • 04.07.2014 в 04:33
    Постоянная ссылка

    I don’t even know how I ended up here, but I thought this post was great. I do not know who you are but certainly you are going to a famous blogger if you aren’t already 😉 Cheers!|

    Ответить
  • 10.07.2014 в 10:22
    Постоянная ссылка

    Hey I ҝnow this is off topic but I waas wondering іf you
    knew off anny աidɡets I could add to my bpog that automatically tweet my newest twitter updates.
    I’ve been looking for ɑ plug-in like this for quite ѕome time and ԝas hoping maybe you ԝold have some experiеnce with something lke this.

    Please let me know if you rrun into anything.
    Ӏ truly enjoy reading yoսr blօg and I loοk forward
    to your new updates.

    Ответить
  • 11.07.2014 в 06:00
    Постоянная ссылка

    When I initially commented I clicked the «Notify me when new comments are added» checkbox and now each time a comment is added I get three emails with the same comment.
    Is there any way you can remove me from that service?
    Many thanks!

    Ответить
  • 25.07.2014 в 12:41
    Постоянная ссылка

    Wonderful post ƅut I was wanting to knoԝ if you cоսld wrіte a litte more on thіs subϳect?
    I’d be very grateful if you couod elaborate a little bit further.

    Kudos!

    Ответить
  • 26.09.2014 в 09:42
    Постоянная ссылка

    I don’t even know how I ended up here, but I thought this post was good.
    I do not know who you are but certainly you are going to a famous blogger if you aren’t already 😉
    Cheers!

    Ответить
  • 22.10.2014 в 23:48
    Постоянная ссылка

    I have been reading your blog Решение педагогических ситуаций аттестующимся учителем : : Школа успешного учителя and they are very useful for me to learn something new and special. And You can also visit our web also high yield investment.

    Ответить
  • 13.11.2014 в 13:51
    Постоянная ссылка

    She doesn’t have to do the work herself, but you can build your teen’s car confidence
    by having her schedule the appointments and take the car to
    the shop. Buying cheap new tires will leave you spending
    a lot more in the long run. Have you car’s battery
    checked by a certified Utah auto repair technician.

    Ответить
  • 14.11.2014 в 05:57
    Постоянная ссылка

    Howdy, I believe your site could possibly be having browser compatibility issues.

    Whenever I take a look at your web site in Safari, it looks fine however when opening in I.E., it’s got
    some overlapping issues. I just wanted to provide you with a quick heads up!
    Aside from that, great site!

    Ответить
  • 16.11.2014 в 14:19
    Постоянная ссылка

    I’m truly enjoying the design and layout of your blog.
    It’s a very easy on the eyes which makes it much more pleasant for me to come
    here and visit more often. Did you hire out a developer to create your theme?
    Fantastic work!

    Ответить
  • 24.11.2014 в 01:27
    Постоянная ссылка

    CcsUV1 Thanks for the auspicious writeup. It in fact used to be a entertainment account it. Look complex to far brought agreeable from you! By the way, how could we be in contact?

    Ответить
  • 05.12.2014 в 18:11
    Постоянная ссылка

    I am curious to find out what blog platform you happen to be
    using? I’m having some small security issues with my latest blog
    and I’d like to find something more risk-free.
    Do you have any solutions?

    Ответить
  • 05.12.2014 в 19:09
    Постоянная ссылка

    Currently it sounds like Expression Engine
    is the preferred blogging platform available right now. (from what I’ve read) Is that what you’re using on your blog?

    Ответить
  • 06.12.2014 в 05:11
    Постоянная ссылка

    Hmm is anyone else experiencing problems with the images
    on this blog loading? I’m trying to figure out if its a problem on my end or
    if it’s the blog. Any feedback would be greatly appreciated.

    Ответить
  • 06.12.2014 в 21:00
    Постоянная ссылка

    Having read this I thought it was very enlightening. I appreciate you taking the time and energy
    to put this short article together. I once again find myself personally spending a significant amount of time both reading and leaving
    comments. But so what, it was still worthwhile!

    Ответить
  • 16.01.2015 в 00:13
    Постоянная ссылка

    Nice blog here! Also your web site quite a bit up very fast! What host are you the usage of? Can I get your affiliate hyperlink on your host? I desire my website loaded up as fast as yours lol

    Ответить
  • Уведомление: Google

  • Уведомление: my game

  • 06.11.2016 в 08:22
    Постоянная ссылка

    Wonderful story, reckoned we could combine a couple of unrelated information, nevertheless definitely really worth taking a look, whoa did a single learn about Mid East has got a lot more problerms too.

    Ответить
  • 07.12.2016 в 13:13
    Постоянная ссылка

    Is really attention-grabbing, You’re quite expert blog writer.. how to lose weight fast for women I have got became a member of ones feed and also sit up pertaining to seeking excess of one’s wonderful post. As well, I distributed your web site during my social support systems

    Ответить
  • 24.12.2016 в 16:33
    Постоянная ссылка

    We stumbled over here coming from a different page and thought I should check things out. I like what I see so i am just following you. Look forward to checking out your web page again.

    Ответить
  • 24.12.2016 в 21:19
    Постоянная ссылка

    Greetings from Carolina! I’m bored to tears at work so I decided to check out your website on my iphone during lunch break. I love the knowledge you present here and can’t wait to take a look when I get home. I’m shocked at how quick your blog loaded on my phone .. I’m not even using WIFI, just 3G .. Anyways, awesome blog!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *