Как составить программу информатизации школы

 

Что такое программа информатизации школы, чем она отличается от плана мероприятий? Она, в отличие от плана мероприятий ориентирована на изменение, на «шаг развития». План обычно составляется «от сегодняшнего дня», вперед, насколько хватит воображения у составителя.

программа информатизации школы

программа информатизации школы

Составляя план информатизации образования, мы отвечаем на вопрос, что можно сделать. А длительность (продолжительность) плана зависит от множества условий.

1 программа информатизации школы

1 программа информатизации школы

Программа информатизации школы, по крайней мере в момент своего составления, не привязана к срокам. Вопрос о планировании во времени встает на одном из последних этапов работы над программой.

Вопрос, на который отвечает программа – другой. Что необходимо сделать, чтобы…. Поэтому при составлении программы всегда сначала нужно  задать вопрос: что должно произойти?, а затем – как именно этого добиться.

Поэтому  программа информатизации школы всегда составляется не от нынешнего момента вперед, а наоборот, от завтрашнего дня, от образа потребного будущего, к сегодняшней, наличной ситуации. В этом главное отличие плана от программы.

2 программа информатизации школы

2 программа информатизации школы

Поэтому  программа – гораздо более ответственный документ, задавая образ результата (того, что получится в конце) мы берем на себя ответственность за собственные действия по его достижению.

Программа, задавая результат, проявляет наши намерения, показывает , на что именно направлены наши действия. И, следовательно, программа гораздо «строже» к результатам: она прямо указывает, что должно быть получено.

Схема Программы информатизации школы:

СХЕМА ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ

 

Из каких элементов (блоков) должна состоять программа? Какова «нагрузка» каждого элемента (блока)?

Основные элементы (блоки) программы – следующие.

 Цель– чего мы хотим достичь, на какой результат выйти, выполняя программу? Элемент Программы «Цель» тесно связан с другим ее элементом «Результат». Фактически это равнозначные элементы, организующие всю программу в целом.

Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой.

Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы.

Цель может, например,  определять:

  • новое качество предоставляемых школой образовательных услуг;
  • новую номенклатуру предоставляемых услуг;
  • новые условия обучения школьников;
  • изменение технической оснащенности и т.д.

Однако, как правило, цель программы связана с основной деятельностью той организации, которая составляет и осуществляет программу. Поэтому  более важной целью является новое качество образования, а изменение технического парка школы – менее важной (частной) целью.

Постановка цели программы всегда связана с анализом реальной ситуации в реальной организации. Анализ ситуации может предварять в программе постановку цели, а может остаться за рамками программы (текста). Но работа по анализу ситуации обязательно должна быть проведена. В этой работе может помочь заполнение анкеты информатизации ОУ.

3 программа информатизации школы

3 программа информатизации школы

Программа информатизации школы , составляемые в рамках  информатизации образования, связаны с изменением информационного пространства школы, ее образовательной среды. Однако цель, которую ставит школа, может быть шире. Например, цель программы может формулироваться как повышение конкурентоспособности школы. Тогда насыщение образовательной среды ИКТ-составляющими станет средством или отдельной задачей. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, просто  и  была  близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Только в этом случае  программа будет поддержана всем педагогическим коллективом.

Школьная команда . В рамках информатизации образования  предполагается, что каждая школа создаст свою школьную команду. Это те люди, которые будут непосредственно задействованы в реализации программы. Школьная команда с момента своего создания и принятия программы будет осуществлять реальные действия по достижению результатов. Школьная команда всем своим составом отвечает за реализацию программы. Но внутри школьной команды обязанности распределяются в соответствии с отдельными проектами.

Задачи – следующий за целью блок программы.

Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели.

Цель дробится на задачи:

  1. Приведем пример: Цель – повышение информационной культуры выпускников. Тогда при определении конкретных задач необходимо сформулировать те отдельные элементы, из которых, по мнению составителей программы, складывается информационная культура, и поставить задачи по каждому отдельному элементу.
  2. Другой способ сформулировать задачи – продумать последовательность ходов от сегодняшнего уровня (например, информационной культуры) к ее следующему, желаемому уровню. Возможны и другие способы.
  3. Как правило, способ постановки задач определяется целью. Не всегда достижение цели можно разбить на  отдельные шаги-задачи и представить в виде последовательности.
  4. Очень важно, чтобы задачи и цель были согласованы. Составляя список задач, проверяйте себя, не появилось ли лишних задач (тогда поставленная цель должна быть переформулирована). Или может оказаться, что поставленных задач не достаточно для достижения цели. В этом случае список задач должен быть дополнен.

Проекты. В последние годы модным и часто употребляемым  стало слово «проект». В сущности, термины «программа» и «проект» близки. Их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов. Этого же понимания мы и предлагаем придерживаться.

Проект всегда имеет цель (перевод слова «проект» — брошенный вперед). В отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача. Но может быть и иначе в зависимости от структуры всей программы в целом.

Проект обязательно ограничен во времени. Про проект всегда понятно, сколько времени он будет реализовываться. В Проекте ИСО продолжительность программы в целом определяется продолжительностью Проекта. И в этом смысле временные рамки программы заданы извне (Проектом ИСО). Отдельные же школьные проекты в рамках программы имеют собственную продолжительность. Здесь уже длительность определяется не столько общей (внешней) временной рамкой, а собственно содержанием данного конкретного проекта, временем на достижение его результата.

Проект нацелен, как и вся программа в целом, на достижение  конкретного результата. Цель проекта и его результат – взаимосвязанные и отражающие друг друга элементы. Определяя проект, также лучше двигаться от результата к цели.

Исполнители проекта информатизации образования.  Исполнителями проекта являются члены школьной команды. Во многих школах состав школьной команды определяется приказом директора школы. Но проект как отдельное направление работы, как элемент программы может иметь своих исполнителей. Обычно, есть конкретный человек, отвечающий за выполнение данного проекта. Ему в помощь могут быть назначены дополнительные люди. Исполнитель проекта также может быть назначен приказом. Важно, чтобы исполняющий данный проект точно знал, что именно он должен делать, в какие сроки, что именно произойдет в результате.

Результаты программы информатизации образования.  Как уже понятно из вышеизложенного, критерием всей программы является ее результат. Уже при составлении программы необходимо сформулировать результат. Именно (ожидаемый) результат определяет цель программы. Если цель программы может быть сформулирована в общем виде (мы уже приводили пример – повысить конкурентоспособность школы), она отвечает на вопрос, чего мы хотим достичь. Результат(ы) программы отвечает на вопрос: что конкретно изменится на уровне данного образовательного учреждения по завершении программы. Цель программы и ее результат – взаимосвязаны. Формулируя цель, разработчики программы сразу же определяют круг возможных результатов. По конкретности планируемых результатов цель тоже приобретает черты определенности. Чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее всем участникам становится цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться.

Именно формулировка результатов программы может вызвать наибольшие споры. Именно потому, что результаты наглядны и конкретны.

Формулируя результаты, необходимо задуматься о том, в чем конкретно они будут «измеряться»: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.

Как организованы элементы (блоки) программы, какова ее структура?

В организации программы главное – согласованность ее элементов.

Первое – взаимосвязанность элементов программы. Об этом уже шла речь, теперь попытаемся сформулировать требования к согласованности элементов программы точнее. Итак, во-первых, цель и результат программы – взаимосвязаны и отражают друг друга. Лучше, возможно, сформулировать сначала результаты, а затем цели или делать это параллельно.

Использование компьютерного тестирования не связано прямо с качеством образования, а лишь повышает технологичность и объективность контроля результатов образовательной деятельности. И, наконец, два указанных результата оказываются никак не связанными друг с другом. Поэтому такое соотношение цели программы и ее результатов требует коррекции.

Когда согласование цели, заявленной в программе, и результатов программы произведено, необходимо, хотя бы предварительно, проанализировать имеющиеся в школе ресурсы и возможности.

Здесь также могут разные  варианты. Например, школьная команда, оценив возможности, выяснит, что их недостаточно для реализации поставленных целей. Тогда это должно привести к соответствующей коррекции. Но школьная команда может прийти к выводу о том, что в данном конкретном случае можно обратиться к другим источникам, например, к дополнительному финансированию программы из внебюджетного фонда или помощи организации-партнера. Школа может пойти на такое расширение своих целевых ориентиров, поскольку иногда разумно сконцентрировать усилия , сделать рывок, который в иных обстоятельствах был бы невозможен или растянулся бы на годы.

Следующий важный момент – согласование целей и задач программы и составляющих ее проектов. Здесь возможны различные варианты структуры.

Например, задачи формулируются как микро цели, каждая из которых отражает отдельное направление деятельности школьной команды. Общая цель дробится на свои составляющие, которые в свою очередь становятся проектами – самостоятельными микропрограммами со своими частными результатами.

При такой структуре программы она с самого начала существует и далее развертывается как несколько относительно самостоятельных подпрограмм. Как правило, при такой организации на решение каждой задачи назначается отдельный человек (ответственный), который на протяжении всего срока существования программы курирует ее реализацию. Такая структура имеет свои преимущества. Она  наиболее проста для контроля и оперативного управления. Однако есть и недостаток – при такой организации наиболее вероятен разрыв между направлениями, конкурентные направления между нами, потеря общей цели и опасность не достичь общего результата.

Прообразом такой организации программы может стать ее поэлементное выполнение, например, как если бы при ремонте помещения каждую стену ремонтировали бы отдельно.

Возможна и другая структура программы.

При такой структуре ни задачи, ни проекты не обособляются. А результаты не складываются,  а возникают как единый совокупный продукт. Если продолжить аналогию с ремонтом, то здесь последовательно, а иногда и параллельно, закупаются материалы и выполняются отдельные типы работ, но сразу на всех направлениях реализации программы. В программе школы по реализации информатизации образования, это может быть, например, подготовка учителей, оборудование рабочих мест, апробация ЭОРов и т.д. Выделение индивидуальных заданий исполнителям-членам школьной команды может происходить на этапе выделения отдельных проектов. При этом вся команда работает «единым фронтом»,  становится более сплоченной, что также способствует успеху. Хотя управление такой деятельностью   становится более  сложным.

Еще примеры организационной структуры программы .

Здесь задачи планируются как отдельные шаги-этапы реализации программы, которые на определенном этапе дифференцируются на отдельные проекты.

Вариантов структуры программы может быть много.

Самое главное, чтобы при составлении программы школьная команда сразу представляла себе ее полную форму.

Важно, чтобы все элементы были согласованы, относительно каждого было ясное представление о его назначении и результате. Программа информатизации школы составляется школьной командой для себя, для своей школы. Поэтому особенно важно, чтобы все элементы были ясны, все формулировки предельно конкретны, а способы выполнения отдельных заданий – заранее ясны.

Вторая серия вопросов, которые нужно  прояснить на этапе составления программы, касаются самого процесса разработки программы:

  • С чего начинать?
  • В какой последовательности двигаться?

В первую очередь нужно  обсудить и конкретизировать те результаты, на которые может выйти школа.

  1.  Первое, что нужно  сделать – проанализировать сложившееся в школе положение дел. Выявить слабые стороны организации образовательного процесса, дефициты, которые мешают школе решать образовательные задачи. И конкретизировать те, которые могут быть решены в рамках информатизации  школы.

Далее  нужно  проанализировать, насколько эти дефициты могут  быть ликвидированы средствами информатизации. Совершенно ясно, что далеко не все проблемы школы могут быть решены средствами, которые предлагает Проект ИСО. Поэтому необходимо выделить именно те проблемы, которые средствами этого Проекта решаются.

Важно ответить на вопросы:

  • насколько предлагаемые ресурсы и мероприятия способствуют решению конкретных задач образовательного учреждения
  • как использовать предоставляемые возможности прямо по назначению, с максимальной пользой именно для данной школы.

Итак, после завершения работы над определением целей и потенциальных результатов нужно обратиться к анализу ресурсов, которыми располагает школа.

Важным ресурсом программы информатизации школы являются знания и компетентности педагогов. Важно попытаться увеличить этот ресурс в процессе реализации программы. Обучение педагогов и повышение их квалификации (в том числе и за счет использования  ЭОРов, создания сайтов) – важный долгосрочный результат программы. Понятно, что это и самостоятельный результат, и ресурс повышения качества обучения, т.е. реализации целей программы. Важно, чтобы новый уровень квалификации прямо начал работать на улучшение качества получаемого учениками образования.

2.Когда ситуация в школе проанализирована, цели и результаты программы определены, ресурсы обнаружены и учтены, наступает этап программирования задач и проектов, составляющих программу в целом.

Структура программы определяется  ситуацией в школе. Но независимо от выбранной структуры, важно каждый элемент программы соотнести с той частью общего ресурса, который приходится на данный элемент, определить ответственного за данное направление.

После завершения работы над структурой программы пора приступить к разработке плана действий. Здесь также необходимо сделать несколько замечаний.

Программа в целом составляется на определенный  срок. Но внутри этой Большой программы информатизации школы нцжно  выделить этапы ее исполнения.Примеры структуры программы, приведенные на рисунках, не означают последовательности действий.  Именно внутри отдельных проектов нужно наметить план действий и выделить последовательность выполнения отдельных мероприятий.

Обычно, проекты непродолжительны. Трудно точно рекомендовать, какова должна быть продолжительность проекта, но одно можно сказать совершенно определенно: длительность проекта такова, что отдельные его мероприятия  не разнесены по времени, следуют одно за другим, каждое мероприятие является продолжением и преемником предыдущего.

На что обращать внимание в первую очередь?

При составлении и реализации программы наименее удачный вариант – разделение проектов по направлениям деятельности . Создавать в школьной команде отдельный проект по апробации ЭОРов и отдельный по повышению квалификации педагогов – худший вариант программы. Это приведет  к формализации программы и минимизации ее возможных результатов.

Гораздо удачнее будет объединение в один проект, например, подготовку педагогов по одному учебному предмету по ИКТ, апробацию ЭОРов по данному предмету, разработку дизайна страницы сайта по данному предмету. Тогда можно рассчитывать, что концентрация усилий по данному направлению приведет к конкретному результату.

Создание сайта, возможно, должно стать самостоятельным проектом. Но изоляция этого проекта также нежелательна. Ответственный за разработку сайта (например, его структуры, сценария, контента) должен работать во  взаимодействии с другими исполнителями программы.

При планировании этого проекта очень важно, чтобы в разработке идеи сайта участвовали все заинтересованные работники школы. В противном случае, если создание сайта доверено   техническому специалисту , школа может получить технически совершенный, но содержательно неинтересный и  малоинформативный сайт.

Каковы критерии реальности программы?

Что необходимо проверить, учесть при составлении программы?

Составляя программу информатизации, нужно  обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий ее успешной реализации.

Важно также при любом изменении программы проверять ее новую версию на внутреннюю согласованность. Изменение любого элемента (блока) программы приводит к ее рассогласованию. Поэтому, если и придется вносить изменения, это необходимо делать осторожно.

Любое изменение функционирующей системы – риск для ее устойчивой деятельности. Поэтому в современной теории проектирования обязательно обсуждаются ее риски (или нежелательные эффекты).  Чтобы сделать данную  работу, нужно  спрогнозировать , к каким последствиям может привести реализация программы. При этом нужно научиться видеть не только плюсы, но и возможные минусы производимых изменений. Например, повышение оснащенности компьютерной базы школы может привести к тому, что вместо реальных экспериментов на уроках естествознания учителя будут пользоваться записанными на дисках видеоверсиями демонстраций.

Даже если составленная программа выглядит не так красиво как привычные в работе школы планы мероприятий, грамотно составленная программа обязательно принесет свои результаты.

 

 

Как создать программу информатизации школы

Как создать программу информатизации школы: 1 комментарий

  • Уведомление: celine bags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *