фгос

фгос


Единая  информационно- образовательная среда  школы. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий () является одним из факторов,  которые определяют   развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация идет  к построению информационного общества, в  котором  главную  роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания – факторы.

Информационно-образовательная среда ОУ

Информационно-образовательная среда ОУ

Она   определяет  общий стратегический потенциал общества  и перспективы его дальнейшего развития. Поэтому  особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:

  • формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, информационно образовательная среда работает;
  • формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
  • развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
  • развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационной образовательной среды школы.

Информационно-образовательная среда ОУ

Информационно-образовательная среда ОУ

В настоящее время в психолого-педагогической теории и практике еще не устоялся понятийный аппарат, характеризующий активно формирующийся феномен единого информационного пространства школы.

В целом, единое информационное пространство трактуется как совокупность следующих компонентов:

  • информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
  • средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий — программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Информационно-образовательная среда ОУ

Информационно-образовательная среда ОУ

 Информационно образовательная среда. Внедрение средств ИКТ в учебный процесс  связано с техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

  • учебные классы, оснащенные персональными IBM-совместимыми компьютерами, объединенными в локальную сеть, компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением;
  • учебная аудитория, оснащенная мультимедиапроектором, персональным компьютером, переносным или стационарным экраном;
  • медиатека, объединяющая медиа-, видео-, библиотеку и обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам
Информационно-образовательная среда ОУ

Информационно-образовательная среда ОУ

В центре единого информационного пространства школы должен находиться ученик . Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые  знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т. д. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие — управленческую.

Основная идея создания ИС

Создается единое информационное пространство учебного заведения — учебная, образовательная, воспитательная.

Информационно-образовательная среда ОУ

Информационно-образовательная среда ОУ

Можно  выделить следующие составляющие единого информационного пространства школы:

  • физическую
  • информационную
  • психологическую
  • интеллектуальную

1.Создание единого информационного пространства.

Физическая, или «неэлектронная», составляющая единого информационного пространства  

Это кабинеты информатики (информационных технологий), предметные и специальные кабинеты. К специальным кабинетам относятся кабинеты администрации школы, учительская, медицинский пункт, а также кабинет логопеда, охраны, психологов и т. п., т. е. те кабинеты, откуда также возможно поступление информации. Кроме того, к «неэлектронной» составляющей относится библиотека (медиатека, если она уже создана на базе библиотеки), информационный центр школы (медиацентр), школьная телестудия (видео-студия), радиоузел (радиостудия), школьный издательский комплекс, актовый зал с аппаратной, помещения для кружковой, факультативной работы и группы продленного дня, лингвистические и другие лаборатории. Здесь особое внимание должно быть уделено помещениям для занятий школьников, их размерам, освещению, микроклимату, вместимости, расположению рабочих мест и т. д.

Информационно-образовательная среда ОУ

Информационно-образовательная среда ОУ

 Информационная, или «электронная» составляющая

составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение (в том числе сетевое),сайт школы,  методическую поддержку, с помощью которой структурируются и актуализируются учебные материалы.

Особо в «электронной» составляющей единого информационного пространства школы следует выделить интранет — функционирующую на базе сервера локальную сеть, объединяющую все перечисленные выше школьные кабинеты и помещения. Интранет помогает решать в школе следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами, школьной библиотекой и т. п. Более подробно эти вопросы будут разобраны в главе, посвященной школьному интранету.

Информационно-образовательная среда

Информационно-образовательная среда

Создание единого информационного пространства.  Важным «электронным» элементом единого информационного пространства школы следует считать Интернет, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательного процесса внутри учебного заведения и внешними лицами и организациями, такими как родители, другие школы, управления образованием, методические центры, научные организации и т. п., а также собственные ресурсы Интернета.

Единое информационное пространство , сайт школы должен быть доступен для различных групп пользователей средствами интернет-технологий. Благодаря сайту, школьники могут обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проектах, постигать основы информационных технологий. Преподаватели могут контролировать уровень знаний учащихся, давать задания и в дальнейшем их оценивать. Родители могут получать информацию о качестве работы школы, отслеживать успеваемость своего ребенка, сравнивать его оценки с оценками одноклассников благодаря электронному журналу, вести дистанционную беседу с учителями, вносить свои предложения. Единое информационное пространство.

Информационно-образовательная среда ОУ

Информационно-образовательная среда ОУ

С другой точки зрения, сайт школы – лицо школы: здесь можно представить всю необходимую информацию о школьной жизни. Достижения и направления школьной деятельности могут быть доступны для каждого пользователя сети Internet после выставления сайта во всемирную паутину. Каждый школьник и преподаватель сможет выставить личную персональную страничку, используя проект «Домашние страницы», благодаря чему учащиеся и учителя приобретут еще одну возможность самовыражения. Используя тестирующую систему можно проводить контроль знаний учащихся, не устанавливая никаких дополнительных программ на компьютерах, что позволит сэкономить массу времени.  Информационно -образовательная среда.

Встроенная в сайт школы система дистанционного обучения позволяет организовать более удобную форму образовательного взаимодействия ученика и учителя, при этом поставленные цели могут быть достигнуты и в тех случаях, когда учащиеся по причине болезни или иным обстоятельствам не могут посещать занятия. В эту систему можно привлекать внешних преподавателей ВУЗов и других школ, возможно даже из других городов. Особенно полезным становится подобное нововведение в области профильного и факультативного обучения, где требуются преподаватели узких областей знаний, которых может не быть в конкретной школе.

Безусловно, школьный сайт должен являться информационной средой, содержащей массу методических материалов и информационных ресурсов. Все эти компоненты должны обновляться и пополняться. Для решения подобной задачи на сайте могут использоваться такие элементы, как система статей и инфотека, позволяющие пополнять контент сайта и файловый архив через веб-интерфейс без особых усилий.

Сайт позволит не только расширить возможности обучения, но и сделать учебный процесс более интересным и привлекательным. Таким примером может служить проведение контрольных в форме чемпионата или конкурса на уровне класса в системе «Чемпионаты», где учащиеся дистанционно через веб-интерфейс могут выполнять задачи и видеть результаты в виде интересной рейтинговой таблицы. Так же, с помощью данного программного продукта можно проводить соревнования по информатике, математике, физике и т.д. в любом масштабе (школа, город, область).

      Психологическая составляющая

Она включает в себя:

•          тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между преподавателями и учащимися, а также учащихся между собой в реальных условиях образовательной среды учебного заведения;

•          волю и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;

•          психологическую готовность к изменению парадигмы образования,  методических подходов и педагогических постулатов, переходу от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».

 Интеллектуальная составляющая

Она учитывает:

•          общий профессиональный уровень педагогического коллектива;

•          выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;

•          желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.

Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:

•          наличия единой для всей школы базы данных, содержащей информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т. п.);

•          наличия у пользователей возможности общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам;

•          использования в учебном процессе разнообразных цифровых учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки, а также интегрирования всех курсов в единую среду;

•          наличия среды, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.

Основой единого информационного пространства школы должны стать кабинеты информатики (информационных технологий), библиотека  и компьютеризированные рабочие места учителей и администрации, объединенные в единую сеть на основе сервера

 

Методическая поддержка педагогов в продвижении профессиональной карьеры

Web-технологии WEB 2.0

Структура  единого  информационного пространства  школы

ИКТ в управлении ОУ

Инструменты виртуальной учительской

Инфообмен в бибиотеке

Технологии WEB2.0 в учебном процессе

Информационная система образования

Сервисы Google для образования

Сервисы Интернет для образования

Сетевые технологии

Сетевые учебные проекты

Облачные технологии в образовании

Сайты ОУ

(Visited 849 times, 1 visits today)
Информационно-образовательная среда ОУ

Related posts

Информационно-образовательная среда ОУ: 5 комментариев

  • 01.12.2012 в 23:48
    Постоянная ссылка

    Для подготовки школьников к жизни в условиях информационного общества необходимо развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Ведь сейчас решающую роль для построения информационного общества играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания – факторы, определяющие как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.

    Ответить
  • 07.04.2015 в 08:31
    Постоянная ссылка

    Hello there, I found your web site by the use of Google while searching for a related matter, your website came up, it seems to be great. I’ve bookmarked it in my google bookmarks.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *