как задавать вопросы

Вопросы

Очень  важный фактор  эффективного общения — это умение спрашивать. С помощью вопросов мы  можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника. Вопросы задают все, но мало кто  знает, как  делать это  правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении.

виды вопросов 2

виды вопросов 2

Виды вопросов. Если  на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то вероятно, вы задали  не тот тип вопросов и  не тем тоном.

виды вопросов 3

виды вопросов 3

 

виды вопросов

виды вопросов

 Какие вопросы можно задать?  Существует   классификация   вопросов  их по функциональному признаку:

  1. Простые вопросы — те, в ответе на которые  нужно назвать какие-то факты, воспроизвести определенную информацию. Их   используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
  2. Уточняющие вопросы.  Они  начинаются со слов «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Цель этих вопросов — предоставление человеку возможности  для обратной связи относительно того, что он только что сказал.  Их задают  также   с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они  начинаются со слова «Почему?».  Они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой  идет снег?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса эффективен , когда в ответе есть  элемент самостоятельности.
  4. Творческие вопросы.  В  них   есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. «Что изменилось бы в мире, если бы  в сутках было не  24,а  30 часов?», «Как вы думаете, как  развиваться  сюжет  книги далее ?»
  5. Оценочные вопросы. Они  направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем одно явление природы   отличается от другого?» и т.д.
  6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать силу трения?», «Как бы вы поступили на месте героя  сказки?».
  7. Открытые и закрытые вопросы.
  8. Основополагающий вопрос.
виды вопросов 4

виды вопросов 4

основополагающий вопрос

основополагающий вопрос

основополагающий вопрос 2

основополагающий вопрос 2

основополагающий вопрос 3

основополагающий вопрос 3

проблемный вопрос 2

проблемный вопрос 2

виды вопросов 4

виды вопросов 4

основополагающие и проблемные вопросы

основополагающие и проблемные вопросы

1 какие вопросы можно задать

1 какие вопросы можно задать

«Любите ли  вы   поэзию ?» и «Какую поэзию вы предпочитаете?» — это вопросы отличаются  по развернутости ответов, которые мы получим. В первом случае этобудет  быть «да» или «нет», во втором  собеседника  вынужден будет отвечать подробнее.

Открытые вопросы хороши в  любых случаях. Закрытые  идеальны  тогда, когда нам нужно вести монолог, но мы хотим создать иллюзию диалога . При этом время от времени мы задаем какой-нибудь закрытый вопрос, позволяя при этом   собеседнику  вставить свое мнение, а  затем  далее  ведем свой монолог.

Ответ   на  открытые вопросы  всегда  будет состоять из нескольких слов. Задавая такой вопрос, вы показываете собеседнику, что вы заинтересованы в его  мнении и хотите  узнать больше.

Закрытые вопросы  требуют односложного ответа. Они полезны, чтобы определить мнение  собеседника по интересующему вас вопросу. но   не нужно задавать   несколько закрытых вопросов подряд  ,  иначе  собеседник  начнет ощущать себя, как на допросе в полиции.

С помощью   слов : почему, кто, как, что, где, когда ,  можно задать такой вопрос, на который нельзя дать  односложный ответ.

частный вопрос jpg

частный вопрос jpg

 

Например:

«Почему ты считаешь, что …..?» Это открытый вопрос.

«Сколько человек работает в вашем  классе?» Это  закрытый вопрос, на него последует кратко: «25».

Итак, закрытые вопросы позволяют получить  минимум информации. Благодаря открытым вопросам вы получаете обширную информацию.

8.Информационные вопросы

Такие  вопросы дают возможность и передать, и получить нужную  вам  информацию.

Этот  метод получения информации очень эффективен. Сначала сформулируйте утверждение, а затем задайте вопрос. В момент ответа на вопрос, слушающий непроизвольно воспримет всю предшествующую ему информацию, и вынужден будет согласиться с предшествующим ему утверждением.Например, можно спросить: «Кажется, сегодня  необычно жарко, не так ли?»Здесь особо важную роль играет тон, каким вы задаете вопрос. Избегайте интонаций «всезнайки».

— Для выполнения  этой работы потребуется три  часа. (утверждение).

Как вы думаете, вы  сможете выполнить  ее   на этой неделе или лучше отложить ее выполнение до следующей?» (вопрос).

Независимо от ответа («на этой неделе» или «на следующей») собеседник  уже воспринял информацию о том, что придется выполнить эту работу.

9.Фокусирующие вопросы

Такие вопросы заставляют вашего собеседника задуматься о последствиях  каких-то  действий или решений.

Допустим, на собрании   было высказано несколько разных  мнений и собравшиеся не смогли  прийти к соглашению. Прямо поставленный вопрос: «Каким должен быть результат собрания?» заставит его участников сосредоточиться на конечной цели и  стимулирует принятие решения.

Когда кто-то пытается склонить вас  на свою сторону и убедить  в правильности своей точки зрения, можно  спросить: «Как вы думаете, что я выиграю, если приму вашу позицию?»

10.Проблемные вопросы

Правильно заданные вопросы служат сближению людей даже в случае возникновения определенных трудностей  во взаимоотношениях.

Если у вас возникли трения с коллегой по работе, или с  учеником,   можно  поставить такой вопрос:

«в чем, как вам кажется, расходятся наши  цели  и на какой, по вашему мнению, основе мы бы могли прийти к соглашению, приемлемому для нас обоих?»

Или «какой результат был бы наилучшим для всех нас?»

11.Вопросы, выражающие внимание

Эти вопросы могут показать человеку, что вы активно и внимательно слушаете  его.

Например: «Александр, недавно вы говорили, что… Как это согласуется с вашей позицией по вопросу о…?»

При этом, мы  лишь уточняем сказанное ,а  не хотим поймать собеседника на слове .

Можно задать вопрос: «правильно ли я понял, что вы имеете в виду…?» Или : «думаю, я понимаю, о чем вы говорите. Не могли бы вы привести еще один пример?»

Если у вас есть какие-то претензии к собеседнику, очень  важно удостовериться, что он вас понял.

Самым эффективным способом предъявления претензий является трехступенчатое описание своей позиции:

  • я недоволен
  • причины моего разочарования заключаются в том-то
  • устранить мое недовольство можно так-то

Большинство людей обычно просто констатируют факт своего  недовольства   или  раздражения . Но мало  кто говорит о его причинах, и почти никто и никогда не предлагает возможных способов разрешения конфликта.

Если вам нужно предъявить претензию, нужно  сначала указать  на сам факт вашего недовольства, затем описать  его причину и объяснить  собеседнику, как можно исправить ситуацию . Использование этого метода значительно облегчает понимание.

12.Успокаивающие вопросы

В трудных ситуациях вопросы могут оказывать  успокаивающее действие. Обычно  так  можно  отвлечь маленького ребенка, если он  расстроен. Нужно  только  задать несколько вопросов. Эффект бывает мгновенным,  так  как  на вопросы  приходится отвечать. Точно так же  можно  успокоить и взрослых.

Пример. К директору пришел  очень раздраженный  посетитель. Выслушав его претензии, грамотный  директор  очень спокойным голосом скажет:

«От имени работников  я приношу вам извинения за случившееся (утверждение). Скажите, пожалуйста, что мы можем сделать, чтобы исправить нашу ошибку?» (вопрос).

13.Вопросы, направленные на установление контакта

Вопросы  могут  помочь  наладить контакт с другими людьми и сделать общение  с ними полезными  взаимно.

Это можно сделать при помощи любого вопроса, который покажет   вашему собеседнику, что вы неравнодушны к его проблемам.

Например, если  спрашиваете  ученика  о его друзьях, вы проявляете  этим интерес и к нему и к его жизни. Вопрос, заданный  верным тоном  : «Не могу ли я вам чем-то помочь?», способствует   установлению  контакта.

В  вопросах  всегда в явно  или скрыто  содержится важная информация. С помощью вопросов    мы  можем  держать управление ходом беседы в своих руках.Поэтому вопросы имеют  огромную  силу.

Вопросы, если они сформулированы правильно, помогают наладить контакт с собеседником, заставляют его  задуматься,  сосредоточиться на конечном результате, подсказывают новый поворот разговора, заполняют неловкое молчание .

14.Направляющие вопросы.

Это вопрос, в котором уже заложен ответ.

Пример  направляющего вопроса с  подсказкой: «Вам не кажется, что наша работа  приносит неплохие результаты?»

Этот тип вопроса  применяют адвокаты в ходе судебных заседаний. Адвокат задает свидетелю наводящие вопросы, в которых уже заложен ответ.В ответ  свидетель только  должен  подтвердить слова юриста.

При использовании  направляющего вопроса нужно  заранее подумать о  воздействии, которое он окажет на собеседника. Т.к  если он заметит, что направляющие вопросы  используются   с определенной целью, собеседник  перестанет  доверять  вам ,и  контакт с ним  будет потерян.

15.Подтверждающие вопросы.

C помощью этих вопросов мы используем  древнюю технику  Сократа —нужно  получить от собеседника серию ответов «да», чтобы  или  просто создать атмосферу согласительности, или  придать ему инерцию и заставить произнести «да» в ответ на наш самый главный вопрос:

«Вы же придерживаетесь того мнения, что…?»  «Наверняка вы тоже рады, что…?»

16.Двухчастные вопросы.

Если вам нужно знать, правду ли  говорит  собеседник, используйте  двухчастные вопросы. Они  позволяют  установить  правдивость ответов при  минимуме  времени.

При этом,   на разные варианты  задается  один вопрос.

Формулировка вопроса

Очень важное  значение имеет , как вопрос сформулирован:

  • Например, на вопрос: «Не могу ли я попросить у вас совета?», вам гарантирован положительный ответ.
  • «Когда вы уволились с последнего места работы?», «Как это произошло?», «Что говорил руководитель о ваших сильных сторонах?».

Вопросы нужно формулировать:

  • чтобы их  было  легко задать
  • несложно ответить на них
  • они не должны уводить от темы беседы

 

 

Как задавать вопросы?
Метки:

Как задавать вопросы?: 5 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *